• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сетевой анализ - новая оптика для рассмотрения разных проблем

С 22 по 30 июня Лаборатория «Социология образования и науки» (НИУ-ВШЭ – Санкт-Петербург) проводит международную летнюю школу, посвященную сетевому анализу данных.

Организатор мероприятия, ведущий научный сотрудник лаборатории Валерия Александровна Иванюшина о том, что такое сетевой анализ, почему его нужно изучать, и как будет устроена летняя школа НУЛ СОН

Валерия Александровна, расскажите, пожалуйста, почему Лаборатория «Социология образо-вания и науки» решила организовать летнюю школу по сетевому анализу?

ВИ: Сетевой анализ это не просто метод, это новая оптика для рассмотрения самых разных проблем. Он применяется в очень многих областях, не только в социологии, но и в экономике, ан-тропологии, психологии и т.д. Он позволяет совершенно иначе взглянуть на знакомые вещи, и в последние десять лет он становится все более и более популярным, его преподают во многих университетах мира. К сожалению, в России его пока что почти нигде не преподают, между тем исследователи знают, что есть такой сильный тренд, поэтому возникает интерес к изучению это-го подхода. Наша школа отчасти отвечает на этот запрос, потому что не все могут себе позволить учиться сетевому анализу на зарубежной летней школе. Но опять же, поскольку у нас нет своих специалистов, мы приглашаем преподавателей из-за границы.

Расскажите, пожалуйста, подробнее про преподавателей.

ВИ: Ведущим преподавателем будет Джероен Брюггеман из Голландии. Он достаточно известный исследователь, у него есть книга «Введение в сетевой анализ» и большое количество статей. Он в основном занимается большими сетями, преимущественно в сфере политологии. Будет также одна аспирантка из Annenberg School of Communication в Южной Калифорнии и еще один американский преподаватель, защитивший диссертацию в Университете Ирвайна (Кали-форния), а сейчас он преподает в Высшей школе экономики в Москве.

Как происходил рекрутинг преподавателей?

ВИ: Найти преподавателей было нелегко, потому что мы практически ничего им не платим, кроме билетов и гостиницы. Вот представьте, это должен быть человек, который приедет сюда на десять дней во время собственного отпуска и будет с утра до вечера работать без всякого вознаграждения. В поисках преподавателей мы пользовались своими личными сетями и связями, поскольку мы с Д.А.Александровым в последние три года ездим регулярно на международные мировые конференции по сетевому анализу SunBelt и уже со многим людьми в этой области успели познакомиться и подружиться. Некоторые из наших американских коллег, кому мы написали, сразу откликнулись и стали советовать своих аспирантов и молодых преподавателей. В итоге у нас выстроилась целая очередь из молодых преподавателей, мы даже не всех могли взять. Мы сразу решили, что главным профессором у нас будет Брюггеман, но он не может восемь часов в день вести занятия, у него должны быть помощники, ассистенты. Через несколько недель поиска стал складываться коллектив преподавателей. Сначала нашли Нину О`Браен. Затем нам посоветовали иностранного специалиста Бенджамина Линда, который работает в московской Вышке по программе найма молодых зарубежных ученых, недавно получивших степень Ph.D. Потом нам стали приходить другие запросы от потенциальных молодых преподавателей, в основном это были американцы, но мы их, к сожалению, уже взять не могли. Мы их «запасаем» на следующий год, потому что мы хотим сделать эту школу ежегодной.

Скажите, пожалуйста, какой будет программа школы. Это базовый сетевой анализ?

ВИ: Нет, базового анализа не будет. Эта школа рассчитана на людей, которые уже сами что-то выучили и имеют представление хотя бы о терминологии, а самое главное на тех, чьи исследовательские проекты связаны с сетевым анализом. Мы знаем, потому что в свое время сами с этим столкнулись, что у многих молодых исследователей возникают трудности технического характера, с которыми мы хотим помочь им справиться.

Вы имеете в виду трудности работы с программами?

ВИ: Иногда сложности возникают с тем, какой метод выбрать. Дело в том, что в сетевом анализе все не так четко, как в классической статистике, здесь много методов и подходов, а какой конкретно лучше будет работать в определенной ситуации, не всегда понятно. Пользуясь тем, что у нас будет три иностранных преподавателя из разных областей, а также какое-то количество достаточно продвинутых слушателей, мы хотим, чтобы частью школы было обсуждение проектов участников, причем будем обращать особое внимание на выбор методов и подходов, и на конкретные трудности и проблемы.

Как будет устроен учебный день?

ВИ: Каждый день у нас будут четыре блока занятий. Первый блок – это лекции, которые читает Брюггеман. Расписание лекций уже есть, оно вывешено на сайте Летней школы. Многие школы по сетевому анализу организованы вокруг конкретной программы – например, изучаются возможности UCINet, или лонгитюдные модели в SIENA. Наша задача принципиально другая. Наша школа будет ориентирована на решение исследовательских задач, каждая лекция будет посвящена какой-то проблеме.

Второй блок – это обсуждение исследовательских статей: когда начинаешь чем-либо заниматься, важно знать что делали люди до тебя, и как они это делали. Статьи также будут подобраны вокруг каких-то исследовательских тем. Мы старались подобрать яркие, сильные статьи, что называется state of the art.

То есть до школы нужно будет прочитать какой-то ридер?

ВИ: До школы надо будет прочитать хотя бы начало, несколько статей, на первые пару дней. Каждый день на семинаре будет обсуждаться одна или две статьи. Вечером перед семинаром нужно будет эту статью прочитать. Мы ожидаем, что на семинаре люди будут активно работать. Поскольку у нас будет много народу, мы будем разделять их на рабочие группы, чтобы не было такого, что кто-то один все время говорит, а остальные молчат.
Третий блок – это лабораторная практика. Софта по сетевому анализу очень много, понятно, что всех программ не только не охватить, но даже не перечислить. Нужно было поставить какие-то рамки. Мы решили остановиться на языке программирования R, который, во-первых, бесплатный, во-вторых, в нем уже сейчас есть множество пакетов для сетевого анализа, а в-третьих, он постоянно разрабатывается и расширяется. Например, известная программа SIENA, которая первоначально была реализована в пакете StocNET, сейчас поддерживается в среде R.

Таким образом, не важно, какой софт использовать?

ВИ: На самом деле, исследователь может использовать разный софт, кто к чему привык. Какие-то программы лучше заточены на решение определенных задач, есть и многофункциональные программы. Но сейчас практически все реализовано в R, поэтому мы решили, что у нас практи-ческое обучение будет основано на этой программе. Лабораторная работа будет длиться 2 часа в день.

Последний, четвертый блок – это обсуждение собственных проектов участников, где они смогут рассказать о своей работе и получить практические советы.

Кроме основной программы, еще у нас запланированы гостевые лекции. Наша школа проходит с 22 по 30 июня, а с 22 по 24 июня СПБГУ организует большую международную конференцию, которая называется «Networks in the Global World». Наша школа скорее учебная, для молодежи, а конференция в СпбГУ - для взрослых исследователей, туда приедут многие звезды сетевого анализа, и некоторые из них согласились придти к нам в качестве гостевых лекторов.

Кто, например?

ВИ: На конференцию в СпбГУ приедут Мартин Эверетт (Martin Everett), Кэтлин Карли (Kathleen Carley), Дэвид Ноки (David Knoke), то есть люди, которые стояли у истоков современного социального анализа, создавали знаменитые программы, которыми сейчас пользуются во всем мире. У нас есть предварительная договоренность с Эвереттом и Карли, что они, если им время позволит, придут к нам и прочитают гостевые лекцию Эверетт подтвердил свое участие, а от Карли у меня пока что нет окончательного подтверждения.

И: Расскажите, пожалуйста, откуда приедут участники школы?

ВИ: Из разных стран. Мы даже не ожидали, что у нас будет такая широкая география. Всего за-явки подали сорок два человека, из них пятнадцать мальчиков и двадцать семь девочек. Из даль-него зарубежья (США, Мексика, Колумбия) пять человек. Из ближнего зарубежья (Украина, Бе-лоруссия, Казахстан) восемь человек. Есть двое иностранцев, которые учатся или работают в Вышке, один в Перми, другой в Москве. Есть двое русских, которые учатся за границей (один в Лондоне, другой в Утрехте). 7 человек из Москвы, 6 человека из Томска, Перми, Кемерово. Больше всего - 14 человек - из Петербурга. Но мы не всех возьмем. На школе будет 32 участника.

Кому откажут?

ВИ: Там по заявкам видно, кому отказывать, потому что у нас в объявлении было написано, что в первую очередь необходимым условием является хорошее владение английским, т.к. вся школа по-английски. Кроме того, преимущество отдается тем, у кого уже есть свои проекты, в которых они используют сетевой анализ. У нас есть несколько заявок, в которых говорится: «Я слышал, что вот есть такой метод как сетевой анализ, и я немного знаком с терминологией, и хотел бы побольше про него узнать». Таким людям мы отказываем, а берем тех, кто активно развивает свои проекты с использованием сетевого подхода. В итоге у нас будет 32 человека, но мы не сможем заслушать все проекты на школе, у нас просто не будет на это времени. Мы выберем для обсуждения 18-20 наиболее интересных.

Сколько дней будет длиться школа?

ВИ: Школа идет с 22 по 30 июня, это 9 дней, но в середине один день будет выходной, чтобы люди смогли перевести дух, погулять, сходить в музеи, съездить в Пушкин или Петергоф. Не зря же они в Петербург приехали.