• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Все, что хотели спросить об академических надбавках, грантах и трэвел-грантах…

Вышка является одним из лидеров среди вузов страны по прозрачности сайта, доступности информации, возможности оперативно получить консультацию. И словно в подтверждение этому тезису в петербургский кампус приехала консультировать и отвечать на вопросы руководитель Управления академических исследований, куратор программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» Ольга Чурикова

- Вы впервые приезжаете в кампус с презентацией фонда, чем это было вызвано?

- Да, впервые, и инициатива этой поездки полностью исходила от Валерия Эрнстовича Гордина, который приезжал к нам рассказать о Фонде академического развития, задавал нам вопросы о нашей программе, пытался разобраться, в чем мы пересекаемся, а где продолжаем возможности друг друга. Наиболее актуальный вопрос заключался в том, насколько корректно писать заявку на получение финансирования исследований, основы которых заложены временной научно-учебной группой, созданной при поддержке ФАР. Я считаю, что это не только корректно, но и должно нами поощряться. Ученые смогут попробовать себя, учесть ошибки, сделать научный задел и потом обращаться в Научный фонд.

Я очень рада своей поездке в Петербург, на семинаре я услышала много интересных вопросов, предложений. Нужно признать, что больше всего запросов и заявок мы получаем из Питера, сравнительно с кампусами из Нижнего Новгорода и Перми. Здесь более искушенные ученые, более сильные, пришедшие в кампус из Европейского университета, СПбГУ. Кстати, фонд довольно часто привлекает из этих вузов, плюс Высшей школы менеджмента, профессоров в качестве экспертов.

- Когда Вы готовили презентацию, какой была главная цель ее проведения?

- Первоначальной нашей целью было ознакомление сотрудников с деятельностью Фонда. В прошлом году мы отметили, что снизилось не только качество статей, но и заявок, связано это с появлением большого количества новых сотрудников. В основу сегодняшней презентации (семинар проходил 07.06.12) легли слайды из серии адаптационных семинаров для новых преподавателей или тех, кто ранее работал по совместительству, а потом перешел на полную ставку, для вчерашних аспирантов, ставших преподавателями или квалифицированными как «Будущие профессора». Суть этих семинаров в том, чтобы рассказать, как оформлять заявки, чтобы выигрывать в конкурсах, что нужно правильно описывать методологию и методику исследований, ученые должны в этом разбираться, не забывать указывать, в чем именно состоит научная новизна работы. Кстати, Валерий Эрнстович просил усилить акцент на результативной части отчетности, руководство филиала заинтересовано в повышении качества, как преподавания, так и научной работы.

В одном из наших кампусов была очень сложная проблема, т.к. чуть ли не все, кто подавал на академические надбавки, ограничивались результатами участия в конференции. С прошлого года мы с ними перешли на новую систему финансирования, то есть разделили расходы на поездки пополам, чтобы стимулировать ученых на работу с реферируемыми журналами. Участие в конференциях – дело не хитрое, заплати взнос и твои тезисы будут приняты.

- Насколько деятельность Научного фонда пересекается с тем, что делает Фонд международной мобильности?

- Работа этого фонда нацелена на поддержку амбициозных проектов, участие в которых в большей степени способствовало бы продвижению Вышки как бренда. Финансируют они поездки только в рамках 4 направлений, мы же поддерживаем камерные проекты по всем возможным направлениям. Наша цель – не бренд, а развитие науки. Если же мы финансируем поездки студентов, то с тем, чтобы они научились культуре выступления, получали дополнительные знания, могли завязать контакты с маститыми учеными и т.д.

- Во время своего выступления Вы часто подчеркивали необходимость публиковаться именно в рецензируемых журналах, существует проблема публикаций в журналах иного рода?

- Если выходит публикация в не рецензируемом журнале, это означает, что сотруднику статью нужно опубликовать в сжатые сроки. Статья, возможно, даже очень хорошая, но при редактуре и рецензировании ее качество только улучшиться. Рецензент может обратить внимание автора на моменты, оставшиеся в тени, и если он их высветит, то они даже могут стать его ноу-хау.

Условием публикации в платных журналах может стать предоставление рецензий самим автором, и нередко эти рецензии исходят от маститых ученых, но все равно это ангажированная статья. К тому же редакция такого издания не несет ответственность за правильность предоставленной ему информации, а вдруг это профанация?

- Возможно, так происходит от недостатка рецензентов?

- Не думаю. Научное и экспертное сообщество в области гуманитарных, общественных наук очень активное. Высшая школа экономики прикладывает много усилий в создании экспертной среды.

- Другими словами, время – единственный фактор, из-за которого ученые снижают качество своих научных изысканий?

- Сроки и уровень публикаций. Грешат этим чаще всего филологи и лингвисты, возможно, в силу специфики их науки. В основном, направленность их статей – это методика преподавания, очень практическая направленность, вероятно, здесь найти что-то новое затруднительно…

- Кому легче разобраться в тонкостях оформления заявок – людям более молодого возраста или опытным ученым?

- Возраст здесь роли не играет, скорее, значение имеет, откуда к нам пришел человек, из какой научной среды, из какого вуза.

- Давайте поговорим о самых распространенных ошибках, которые совершаются при подаче заявок.

- Часто не проработано содержание заявки, не определены цели, не различаются цели и задачи. Не прописаны результаты исследования, заявители не всегда сами понимают, что они исследуют, и что в итоге хотят получить. Результаты – это не только заявление о том, что данное исследование отразится в двух статьях. Описание результатов должно иметь содержательный характер. Нужно конкретизировать обследование и аналитику какой именно проблематики предполагает исследование. Можно указать даже приблизительное название будущей статьи, как это требуется при оформлении заявки на гранты в РФФИ. В общем-то, заявители, претендующие на годовой грант Российского Фонда Фундаментальных Исследований, как правило, четко знают не только название статьи, но и ее объем, и даже список конференций, на которых они планируют выступить с результатами своего исследования. А к фонду, то ли от того, что он свой домашний, более пренебрежительное отношение, на которое, Вы знаете, очень обижаются эксперты Совета Научного фонда. Решение принимается Советов, и в него входят не только руководители и профессора Вышки, но и известные ученые других университетов, а плакать хочется порой от одного только названия будущего исследования. Еще одна распространенная ошибка - нереальные результаты, можно, конечно, заявить о будущем докладе в Гарварде, и даже убедить Совет в вероятности этого, но нужно понимать, что слететь с финансирования можно и в ходе выполнения гранта.

При заявке на получение коллективного гранта руководителям нужно учитывать, что работать со студентами очень сложно, это сродни хлопотам няньки при детях. Им нужно не только давать задания, но и контролировать выполнение, обучать культуре исследования, научить методам, работе с источниками, составлению статей, искусству выступлений, умению представлять свои результаты. Исследование – это ни эссе, ни курсовая, ни диплом, на который студенты надергают информации и выдают за свое. Их нужно научить правильному отношению к плагиату, научить честности. «Учитель-ученик» - очень хороший конкурс, формирующий резерв будущих преподавателей. В ходе такой коллективной работы руководитель должен лавировать, уметь привлечь-завлечь, орудовать кнутом и пряником и быть готовым к тому, что львиную долю работы ему придется выполнять самому.