• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная ответственность бизнеса стала его философией

Вышло учебное пособие профессора кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Григория Тульчинского «Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности». Тираж отпечатан в отделе оперативной полиграфии нашего кампуса

Григорий Тульчинский: «У этой книги много смыслов: она дает возможность самооценивания бизнеса, помогает региональным властям, а ее теории уже были проверены на моногородах. Выпущенная книга посвящена оценке эффективности социального партнерства, и она показывает важность бизнеса в обществе. На самом деле, бизнес выполняет не только экономическую, но и социальную, и политическую функции. Политика не может осуществляться без интересов бизнеса, это нерационально. Также бизнес выполняет и нравственную функцию – отображает построение отношений между людьми в разных типах обществ: холодном, где отношения собственности четко определены, а сам бизнес воздействует на общество, и в теплом, где социальная среда выстраивает бизнес-стратегии путем четкой реализации интересов.

При изучении такого взаимодействия бизнеса и общества крайне интересен зарубежный опыт, который в этой книжке обобщен и систематизирован, в том числе опыт ведения социально-корпоративной ответственности и социально-финансовой отчетности. Но нужно заметить, что ведение социально-финансовой отчетности – прерогатива крупных фирм, так как ее учет должен вестись в течение всего календарного года, что является трудоемким, длительным и дорогостоящим процессом. Таким образом крупные компании выстраивают свои отношения с общественностью и органами власти. На методику составления социально-финансовой отчетности получено авторское право, эта методика позволяет оценивать партнерство организаций вне зависимости от масштабов действий, от профессиональной деятельности и места размещения.

Данная методика называется ЭСИС – программа оценки эффективности социальных инвестиций и социального партнерства, но эта методика – только первая ступень анализа, способная оценивать динамические данные со стороны бизнеса и со стороны общества и органов власти. Но ЭСИС способна в полной мере производить оценку эффективности инвестиций в человеческий капитал, при этом утверждая, что не все работники являются частью человеческого капитала фирмы. Человеческий капитал в этом понимании – это наиболее важные, продуктивные, молодые и перспективные работники; те, кто способствуют капитализации рынка. И главное преимущество ЭСИС в том, что она может увязывать внутренние и внешние инвестиции с позиций и бизнеса, и общества.

Но это только первая ступень, как я говорил. Следующей ступенью является анализ по оптимальности социальных инвестиций и социального партнерства. Оценка производится в зависимости от численности работников, стоимости компании, от отрасли и региона, в которых она осуществляет свою деятельность. Эта стадия достигается после накопления информации по динамике. Кстати, в подобных исследованиях принимают участие и студенты факультета социологии Питерской Вышки. Эта оценка дает фундамент для самооценки бизнеса в масштабах целого региона. В книге все положения описаны более полно: 100+1 шаг на выстраивание системы эффективных социальных инвестиций и партнерства. Нужно понимать, что социальные инвестиции не принесут роста прибыли, но увеличат отдачу от человеческого капитала и других нематериальных активов. Нельзя быть безответственным к общественности, так как мгновенно возникнет угроза репутации фирмы. Майкл Фридман поэтому и утверждал, что бизнес – это нечто социально ответственное. В данном случае речь идет о долговременных инвестициях, которые будут способствовать росту репутации имиджа и бренда.

Идея этой книги появилась еще в советское время, когда я участвовал в разработке планов комплексного социально-экономического развития коллективов и регионов. Затем я увлекся разработкой программы ЭСИС, которую я составлял, сотрудничая с благотворительной организацией «Мир добра». Когда были оформлены авторские права на эту программу, я решил написать эту книгу. Мне важно донести мысль, что по мере того, как бизнес развивается, ему необходимо позиционировать себя в обществе, в котором бизнес часто воспринимают бизнес как вынужденную меру. И пока общество не осознает, что бизнес – это социальная структура, будет невозможно строить эффективную политику взаимного социального партнерства».