Госэкзамен в формате LMS
Студенты факультетов экономики и менеджмента сдали междисциплинарный итоговый госэкзамен в системе LMS. Основные преимущества такого формата экзамена – автоматический подсчет результата, сокращение времени для подведения итогов и возможность моделировать интересные вопросы
Прямая речь участников экзамена
Чугунова Ксения, студентка 4го курса факультета экономики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
"Студенты четвертого курса. В этом году вы будете писать ГОС в системе LMS…" - честно говоря, уже не помню, кто сообщил нам столь «радостную» весть, но дальше мы слушали с большим вниманием. Шутка ли, менять традиционную форму главного экзамена. Но где студент не пропадал! Тем более, все оказалось не так уж страшно…
Разумеется, многие переживали, и я в том числе. Ведь даже на обычном экзамене, когда выдают листочек с заданиями, испытываешь сильные эмоции, прежде всего, страх. Как бы хорошо ни учился в течение курса, как бы хорошо ни готовился к экзамену, все равно есть какие-то моменты, тонкости, темы, которые либо малопонятны, либо сложны и в них легко запутаться, либо на них редко акцентировали внимание или считали элементарными. Да и выучить все невозможно… так что существует вероятность получить задание, с которым можешь не справиться.
У страха, как известно, глаза велики, и в первые минуты все задания кажутся сложными, практически невыполнимыми. А экзамен-то сдать хочется! Даже не просто сдать, а как минимум - хорошо. Вот и вырабатывается адреналин, от чего мозг начинает работать на всю катушку. По крайней мере, у меня происходит именно так. Перестаешь трепетать над листком с заданиями, смотришь на него уже не с ужасом, а нормальным, адекватным взглядом. Выясняется, что не все так плохо, задания можно решить, теорию написать, сдать лист с ответами и спокойно дожидаться результатов.
Кроме того, традиционная форма сдачи ГОСа – это своеобразный ритуал, когда все группы заходят одновременно в свои аудитории, рассаживаются за парты, на которых лежат черновики, ручки, калькуляторы. Преподаватель говорит напутственную речь, желает удачи и раздает все те же листочки с заданиями. И все вместе одновременно приступают к заданиям. В аудитории тем временем витает некая торжественность. И вот все это, чего ты так боишься, но представляешь, как проходит, меняется на нечто новое. В такой ситуации просто не знаешь, чего бояться, и потому боишься всего. Что же представляет собой новый ГОС?
Во-первых, нет никакого ритуала: экзамен пишется потоками, большая группа делится на несколько частей. Привычным движением включается компьютер, открывается сайт, вводится пароль, – все это совершается «на автомате». Напутственная речь звучит, но не производит должного впечатления: ты сидишь уже не за партой, а за компьютером, за которым проходили самостоятельные, контрольные, пусть даже экзамен по информатике и зачет по факультативу – но все это было не так страшно. Для меня компьютер – комфортное рабочее место, где выполняется множество домашних, исследовательских работ. Сидя за ним, не ощущаешь, что происходит какое-то важное событие.
Во-вторых, нет того жуткого листочка – символа экзамена. Мы не в первый раз писали тест в LMS: на третьем курсе почти каждую неделю проходили тесты по эконометрике в такой форме, так что с технической точки зрения многое было знакомо. Так что сильного страха не возникло, когда на мониторе привычно, как во время выполнения заданий текущего контроля, возник список вопросов. Единственное, было опасение, что тест может «вылететь», сбросить все отмеченные ответы, как это уже случалось ранее.
Но все шло хорошо. После того, как были даны ответы на вопросы, пришло время «сдать» работу – вот что на самом деле стало испытанием: если раньше надо было относить ее преподавателю, ждать результата, то в этот раз стоило только нажать на кнопку «Ответить». После этого, машина быстро все проверяет и почти моментально выдает результат. И надо набраться мужества, чтобы нажать эту самую кнопку. Ведь время еще есть, можно что-то исправить. Снова всплеск адреналина, нажатие и вот уже результат того, как ты написал ГОС. Всё. Дальше либо сияешь от радости, если результат хороший, либо грустно просматриваешь анализ теста, подаешь на апелляцию.
В данном случае, я боялась неизвестности. Ведь это все-таки ГОС, а таким образом мы ни разу экзамен не сдавали. И, как отмечалось ранее, нам было известно, что в системе возможны сбои. «А вдруг такое случится со мной во время экзамена?» - вопрос, который крутился в голове. И это - дополнительный повод для переживания. С другой стороны, такая форма сдачи экзамена гарантировала объективность: можно было не волноваться (если кто-то, конечно, переживал по этому поводу), что преподаватель не заметит парочку верных ответов.
В целом ГОС прошел лучше, чем ожидалось, несмотря на все страхи и переживания. И вряд ли можно передать словами те эмоции, которые испытываешь, когда на экране высвечивается долгожданный балл, на который работал все четыре года.
Фирсова Юлия, студентка 4го курса факультета экономики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург:
В этом году студенты 4 курса факультета экономики впервые писали ГОС экзамен в системе LMS. ГОС сдавали в два потока, первая часть студентов приступала к экзамену в 10 часов утра, вторая – в час дня. Впечатления от сдачи экзамена неоднозначные: во-первых, было непривычно использовать компьютеры, вместо традиционной ручки и листа бумаги. Во-вторых, было душно, но компьютерные классы в принципе сложно нормально проветрить. В то же время, радовала возможность сразу же по окончании теста узнать процент верно решенных заданий, не мучаясь ожиданием до выставления оценки.
Данная форма сдачи ГОС экзамена имеет ряд преимуществ: во-первых, работы проверяет не преподаватель, а компьютер, то есть результат экзамена можно узнать сразу после его написания. Также, экономится время преподавателей на проверку работ. Во-вторых, оценка является абсолютно объективной: кроме тебя самого, никто не может исправить или подкорректировать твои ответы.
В то же время, несмотря на все плюсы, в системе LMS существуют некоторые недостатки: во-первых, во время работы с компьютером, с интернетом и с самой системой могут возникнуть неполадки. Например, возможны «зависания» компьютера, система LMS может дать сбой и «выкинуть» пользователя из сети, как это случалось на 3 курсе при написании тестов по эконометрике. Во-вторых, при долгой работе на компьютере (а общее время экзамена – 180 минут) устают глаза. В-третьих, система не учитывает наличие черновиков: бывают ситуации, когда человек случайно отметил неправильный ответ, хотя решение, представленное им на черновике является верным.
В целом, несмотря на необычные условия, в которых студенты сдавали экзамен, полученные оценки были достаточно высокими и всех устроили. Никто не подавал на апелляцию, не оспаривал итоговый результат. Таким образом, можно сказать, что эксперимент по написанию ГОС экзамена в LMS прошел удачно.
Светлана Богуславская, доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента:
Проведение междисциплинарного итогового тестирования в среде LMS позволяет создать такие условия проведения экзамена, когда, при некотором разнообразии заданий обеспечивается полное равенство сложности всех вариантов. Компьютерное тестирование также позволяет устанавливать чёткие ограничения – времени, условий выполнения заданий и не оставляет места для неоднозначной трактовки представленных ответов. Конечно, некоторая сложность остаётся с открытыми вопросами – невозможно запрограммировать ответы, но, тем не менее, автоматический подсчёт результата, после выставления всех необходимых оценок, значительно сокращает время, необходимое на подведение итогов.
В марте было проведено пробное тестирование для групп бакалавров факультета экономики, что позволило проверить и возможность одновременного подключения большого числа студентов, и наличие у всех доступа к системе. На данный момент действуют тренировочные тесты, которые могут выполняться бакалаврами неограниченное количество раз и там, где это им удобно. Задания, включенные в эти тесты, максимально приближены к тем, которые вошли в итоговый экзамен.
Основная проблема, которую предстоит решить в дальнейшем, это одновременное прохождение студентами тестирования – учитывая количество компьютеров, его придётся проводить в два этапа, обеспечив при этом такую смену студентов, чтобы у них не было возможности поделиться впечатлениями до того, как все напишут тест. Но, с другой стороны, могу заметить, что наши студенты – достаточно серьёзные и взрослые люди и проблем возникнуть не должно.