• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛТРПЭ: рынки и география

Завершилась первая Летняя школа Лаборатории теории рынков и пространственной экономики Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ «Несовершенные рынки, новая экономическая география и пространственная экономика». Рассказывает заведующий лабораторией профессор Владимир Матвеенко

— Владимир Дмитриевич, кто были «учениками» школы?

-- «География» слушателей школы охватывает территорию от от Санкт-Петербурга до Астрахани и от Белгорода до Омска, Хабаровска и Благовещенска. Как Вы помните, лаборатория проводила открытый конкурс на участие в летней школе, который широко объявлялся на порталах НИУ ВШЭ. При этом, основой конкурса были не просто анкетные данные, как это иногда бывает в подобных программах – мы требовали либо представить результаты уже проведенных исследований, либо показать свое умение решать задачи по микроэкономике. Конкурс прошли практически все, кто обладал необходимым минимумом знаний по экономике и нужной мотивацией. Очень приятно, что, в основном, это аспиранты и молодые исследователи вузов России. Но, довольно неожиданно для нас, проявили большой интерес к нашей летней школе и стали слушателями и маститые экономисты, в том числе заведующие кафедрами, профессора. Школа проводилась в Нижнем Новгороде, и, наверное, с этим связано то, что много заявок на участие было из НИУ ВШЭ НН и из вузов приволжских городов. Участвовали в школе и преподаватели кафедры экономической теории НИУ ВШЭ СПб, в том числе заместитель заведующего кафедрой доцент Владимир Пырлик и старший преподаватель Яков Куга.

-- Как же была организована работа «школы»?

— Фактически школа представляла собой механизм очень сложный, но сработавший четко. Параллельно с нашей школой в соседних аудиториях проводилась Третья школа РЭШ по проекту ReSET HESP «Роль географии в экономике: теория и эмпирика», поэтому обе школы могли использовать известные эффекты синергии и взаимных экстерналий. Слушатели нашей школы получили уникальную возможность не просто учиться и общаться с преподавателями, но сразу попасть в насыщенную среду увлеченных людей, которые участвуют в похожей программе уже третий год. С другой стороны, участникам «хесповской» программы, а это вузовские преподаватели из стран СНГ, наверное, было приятно встретить команду «новичков» - заинтересованных слушателей, которым «старички» могли непосредственно передавать свои знания. В общем, способы обучения малыми группами и методом погружения становились полной реальностью и показывали свою эффективность, когда слушатели двух школ постоянно и иногда почти круглосуточно общались.

-- Кто преподавал?

-- Занятия включали лекции известных исследователей из университетов США, ВШЭ, РЭШ, Киевской школы экономики, подробные обсуждения результатов исследований, проводимых лабораторией ТРПЭ, встречу с практиком – архитектором Александром Ложкиным, экскурсию по нижегородской области, которая была интересна не только с профессиональной эконом-географической точки зрения. Часть времени отводилась на заслушивание и обсуждение докладов слушателей, которые делались как по самостоятельно проведенным исследованиям (если таковые уже состоялись), так и по изученным заранее статьям, составляющим основу теории.

-- Какие новые возможности получили слушатели школы?

-- Значительная часть материала, изучавшегося в летней школе, основана на современной методологии исследований, которая сейчас широко применяется в микроэкономике, теории рынков, пространственной экономике, теории экономического роста и некоторых других областях. Был широко представлен как теоретический материал, так и приложения. Мы надеемся, что занятий в школе вполне достаточно, чтобы наши слушатели смогли теперь самостоятельно использовать эти методы в собственных исследованиях, в том числе тех, которые могут быть посвящены актуальным задачам, касающимся российских регионов. Занимаясь самостоятельными исследованиями, наши слушатели будут передавать эти методы и своим студентам. Ну и, конечно, мы заинтересованы в расширении исследовательской сети нашей лаборатории – как за счет зрелых исследователей, которые заинтересовались нашей тематикой, так и за счет расширения каналов, по которым к нам могут прийти заинтересованные молодые люди. Лаборатории ТРПЭ нужны, в частности, те, кто хотел бы поступить в аспирантуру НИУ ВШЭ (Москва) и при этом проходить аспирантуру в Санкт-Петербурге в нашей лаборатории.

— Есть ли уже планы проведения лабораторией новых школ?

-- Да, мы планируем школы и для преподавателей, и для студентов магистратуры и бакалавриата. Сейчас возможные варианты обсуждаются, и некоторая ясность по тематике, составу преподавателей и срокам следующей школы, по-видимому, появится после международной научной конференции “Industrial organization and spatial economics”, которую мы проводим в Санкт-Петербурге в октябре. Следите за объявлениями на сайте лаборатории ТРПЭ.