• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Успех и трагедия этнических посредников

6 ноября в рамках открытого семинара факультета социологии при содействии фонда "Контекст" и Генерального консульства США в петербургском кампусе НИУ ВШЭ состоялась публичная лекция почетного профессора Калифорнийского университета Айвэна Лайта

Научные изыскания профессора Лайта проходят в пространстве экономической социологии, в частности касающейся предпринимательства мигрантов и этнических меньшинств. Группу этнических посредников или торговцев (middleman minorities) он выделяет особо, и в своей презентации высказывает предположение, что современные социологические инструменты позволяют лучше понимать эту группу национальных меньшинств, чем то было раньше.

Итак, каково же определение этнических посредников, кто они такие? Профессор Лайт описывает их как не ассимилировавшиеся этнические меньшинства, имеющие долгую историю специализации на деловом предпринимательстве. Кроме того, они являются буфером между элитами и массами в колониальных обществах. Их так же можно назвать коммерческими посредниками, покупающими и перепродающими, но не производящими оригинальный продукт. В качестве примера профессор приводит армян в Леванте, евреев в Европе и Османской империи, китайцев в странах Южной Азии, парсов в Индии и сикхов в ЮАР.

Важно отличать этнических посредников от групп мигрантов, нашедших временное экономическое убежище в схожих бизнес специализациях. Главное отличие таких мигрантов заключается в отсутствии вековых традиций в деловом предпринимательстве. Примером тому корейцы, торгующие в латинских и афроамериканских районах Лос-Анджелеса. Корейцы не имеют относительно продолжительной истории мелкой торговли, и к тому же они не собираются оставаться в этом бизнесе дольше, чем это необходимо на данном этапе их жизни.

Этнические посредники образуют диаспоры: международные сообщества, объединенные вокруг своей реальной или мнимой родины. Это помогает им избегать полной ассимиляции в новом обществе, сохраняя язык, религию, гастрономические привычки и так далее. Такая этническая отличительность может оставаться неизменной столетиями. Как правило, этнические посредники живут в городах, доля тех из них, кто работает сам на себя, достигает 80%, они более успешны в предпринимательстве, чем другие. Ротшильд являл собой пример одного из самых успешных людей описываемой категории.

Однако этнические посредники входят в «группу риска», чаще других страдающих от враждебности титульной нации той страны, в которой они живут и ведут коммерческую деятельность. Элиты поощряют массы к уличению торговцев в их «нечестном» богатстве из-за этнических и религиозных отличий. Чаще всего, этнические посредники обвиняются в спекуляциях и эксплуатации. Они первыми страдают во время мятежей, убийств и погромов. Вспомним антикитайские выступления в Юго-Восточной Азии, еврейские погромы и Холокост, геноцид армян в Турции, изгнание сикхов из Южной Африки. Вину торговцев националисты обосновывают тем, что они узурпируют предпринимательские возможности, «по праву принадлежащие нам», «обедняют нас и препятствуют нашему развитию». В общем, «паразиты». Примечательно, что под таким девизом по инициативе доктора Геббельса делались короткие скетчи, похожие на современную социальную рекламу, и транслировались в кинотеатрах Германии в 30-е годы прошлого столетия. Вытеснение или уничтожение торговцев проходит под благовидными предлогами, националисты объясняют коммерческий успех тайным сговором, а «истинные» (немцы, турки и т.д.) легко могут сами зарабатывать у себя дома, деятельность торговцев никакой пользы стране не приносит.

В итоге образуется порочный круг: внешняя враждебность приводит к вытеснению этих людей из традиционных форм занятости, необходимость самостоятельного выживания приводит к накоплению социального капитала, в итоге приходит коммерческий успех, за которым следует зависть и враждебность основного населения страны. В ответ на внешнюю агрессию растет внутренняя солидарность, люди начинают думать в русле высказывания Бенджамина Франклина: «Мы либо будем держаться вместе, либо погибнем поодиночке», возникают защитные социальные сети, состоящие из сильных и слабых связей.

Айвэн Лайт анализирует причины коммерческого успеха этнических торговцев. И первый секрет успеха - «обеспеченное доверие», поддерживаемое социальными связями между членами этого сообщества. Нечестность любого из них моментально становится общим знанием, что сразу же оборачивается бесчестием, запятнанной репутацией, отказом в доверии. При этом коммерческие выгоды от социального капитала, напротив, очень существенны, это и взаимные услуги, и доступ к информации и знаниям, и рекомендации, и кредит.

Вторая причина успеха заключается в знаниях и навыках ведения бизнеса, в способности сплоченных этнических сообществ создавать хранилище и базу таких знаний, которые веками оттачивались под давлением экономической уязвимости и отверженности их членов. Современные бизнес школы могут преподать эти знания всем желающим, но в прошлом такой альтернативы не существовало.

Разветвленные международные связи, поддерживаемые диаспорами во всем мире, создают возможность доступа к внешним ресурсам. И это третья причина успеха этнических торговцев. Транснациональные компании используют те же стратегии, в частности, в международной торговле и финансах. Четвертый секрет успеха заключается в отсутствии языкового барьера. Отказ от полной ассимиляции в стране пребывания позволял им столетиями сохранять общую коммуникацию между членами диаспор во всем мире, и это объясняет их успех в международной торговле.

Так ли уж легко заменить коммерческих посредников? В ближайшей перспективе весьма трудно, требуется время. Для успешного замещения этой социальной группы нужно обладать таким же социальным капиталом, опытом, знанием иностранного языка, международными связями и финансовыми ресурсами. Способствуют ли посредники общественному процветанию? Конечно, да! Именно торговцы обогащают национальную экономику серьезными бизнес знаниями, их коммерция способствует экономическому процветанию там, где при иных условиях рынок не складывался, и к тому же, они создают новые рабочие места для других людей.