Новый учебный проект для развития системы образования Санкт- Петербурга начал свой старт
В СПбФ ГУВШЭ 5 февраля состоялось первое заседание новой проектно-учебной группы (руководитель Баронене С.Г.)
Новый 2010 год начался с доброй вести о том, Департаментом академических исследований ГУ-ВШЭ поддержана заявка на создание проектно-учебной группы (далее ПУГ) Санкт- Петербургского филиала по теме «Модель сетевого взаимодействия в области повышения квалификации работников системы образования Санкт-Петербурга: формат «персональный бюджетный сертификат» (руководитель – Баронене С.Г.).
СПб филиал ГУ-ВШЭ уже разрабатывал несколько управленческих инструментов в сфере образования для Правительства Санкт-Петербурга, позволяющих проводить модернизацию отрасли в рамках развития приоритетного государственного проекта «Образование» (новая система оплаты труда 2006, методика разработки штатной численности 2007, закон «Об образовании Санкт- Петербурга» 2008). Новый проект – еще одна возможность внести свой вклад в развитие управленческих институтов.
Тема проекта связана с решением и обеспечением одной из приоритетных стратегических задач Комитета образования – реорганизацией системы повышения квалификации работников образования города. По своему духу стратегическую задачу можно назвать революционной: по сути, идет речь об отказе от «естественной монополии» на развитие кадров в отрасли, сосредоточенной в АППО (академии постдипломного образования).
Необходимость новой модели ПК, опирающейся на сетевое взаимодействие многих провайдеров образовательных услуг, вызвана несколькими причинами:
1.В системе образования РФ происходят институциональные изменения, ориентированные на создание инновационных продуктов в образовательной отрасли, формирование новых компетенций учащихся, способных действовать в условиях информационного общества. Для их реализации нужны «новые» кадры и новые профессиональные программы, позволяющие развивать дефицитные профессиональные компетенции.
2. Действующая система ПК не ориентирована на все категории работников системы образования: обучаются только педагоги и руководители. В связи с переходом Образовательных учреждений в статус автономных организаций и реализацией финансово-хозяйственной самостоятельности необходимо целевое обучение и других специалистов (бухгалтера, экономисты, проектные менеджеры и пр.)
3. Культурные прецеденты сетевого взаимодействия в сфере ПК, действующие в российской и мировой практике, не выстроены как межотраслевые (участники – только организации образовательного сообщества) и не описаны как бизнес-процесс (нет правовой оснастки движения финансовых потоков, учета ограничений 94 ФЗ, не описаны механизмы конфигурации интеллектуальных продуктов (создание – продвижение – конфигурация – мониторинг результата), нет синхронизации института обучения с другими институтами, действующими в образовательном секторе как на уровне субъекта федерации (аттестация, программа кадрового резерва) так и на уровне ОУ (системы стимулирования труда ).
В связи с этим возникает задача процессного проектирования нового института обмена образовательными ресурсами в системе ПК и создание нормативно-правовых условий для его реализации.
Но как говорится, чем сложнее, тем оно интереснее, тем более что в состав ПУГ вошли высококвалифицированные преподаватели-эксперты, которые помогут разобраться в этом деле, ими являются:
• Анисовец Т.А. ст. преподаватель кафедры экономической теории,
• Заиченко Н.А. зав. кафедрой институциональной экономики,
• Кулик Елизавета представитель общественного международного образовательного проекта "Roma Education Fund» и выпускница СПб филиала 2009г. по специальности «Юриспруденция»,
• Дунаева А.С. аспирантка ГУ-ВШЭ, преподаватель кафедры менеджмента и координатор проекта.
А так же студенты СПб филиала ГУ ВШЭ:
• Ашичев Виталий студент 4 курса ф-та менеджмента,
• Хромаева Юля студентка 5 курса ф-та менеджмента,
• Гаврильчик Даниил студент 3 курса ф-та менеджмента,
• Хиль Екатерина студентка 3 курса ф-та менеджмента,
• Абрамишвили Аня студент 3 курса ф-та менеджмента.
Старт работы проектной группы состоялся 5 февраля: мы определили этапные задачи, распределили обязанности в группе и выделили два приоритетных фокуса первого аналитического этапа: обзор культурных прецедентных моделей и анализ процессного описания системы управления знаниями.
А впереди – много задач, как учебных, так и проектных: нужно создать не только качественный консалтинговый продукт для заказчика № 1 (Академия Постдипломного педагогического образования), но и отразить свои идей в статьях, выступлениях на конференциях, учебных кейсах, курсовых и дипломах для Заказчика № 2 (ГУ-ВШЭ).
Учитывая, что время работы ПУГ ограниченно (с 01.02 до 20.05 2010г), участникам придется очень плотно и усердно поработать. Надеемся, что наши «вызывающие» задачи позволят получить нам важный опыт – командного взаимодействия, содержательной соорганизации, исследования, презентации и пр и пр.
Полученный опыт дорого стоит, а это для студентов и выпускников имеет большое значение.