• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка в Питере готовит менеджеров с помощью театральных технологий

Магистранты СПб филиала ГУ-ВШЭ в рамках проекта « Лаборатория театрализованного менеджмента» освоили новые технологии изучения экономики

Дисциплина «Устойчивое развитие города», читаемая доцентом Е.В.Корчагиной изучалась студентами в форме …театральной постановки. В результате студенты смогли раскрыть не только свои лучшие качества, поучиться ораторскому искусству, но и найти решение одной из самых животрепещущих проблем Санкт-Петербурга. Даже не одно решение, а целых четыре с последующим прогнозом результата. 20 апреля 2010 публика смогла увидеть, что из всего этого вышло.
В этот день в одну из аудиторий питерской Вышки зрители пришли на спектакль. Давали постановку по мотивам гоголевского «Ревизора», точнее, «Ревизор Upgrade» на современный сюжет из жизни Санкт-Петербурга и его политического бомонда. Зрителям спектакль понравился, но еще больше он понравился самим актерам, для которых, в решающей степени, все это и было затеяно.


Прошлой осенью на факультет менеджмента снизошла замечательная идея: а что, если вместо обычного анализа кейсов, дать возможность студентам эти кейсы разыграть на сцене, вжиться в роль, влиться в ситуацию, найти непростое решение отдельно взятой проблемы. Был разработан проект, целью которого стал поиск инновационно-образовательных технологий, предусматривающих обогащение студентов экономическими и коммуникативными навыками через применение театральных форм обучения.


«Спектакль, который могли наблюдать наши зрители, - прокомментировал необычное действо в учебной аудитории автор и главный идеолог проекта Валерий Гордин, замдиректора филиала ГУ-ВШЭ в Санкт-Петербурге и профессор кафедры менеджмента,- только вершина айсберга. На самом деле, это была попытка научить и спектаклем, и в спектакле. В ходе тренингов, обсуждений и дискуссий вырисовывался сценарий нашего спектакля. Инвариантность развития сюжета – тоже важный инструмент в работе менеджера, суть обязанностей которого и является разработка сценариев развития управляемого объекта, будь то предприятие, или торговая сеть, или комитет городской администрации. Кроме того, изначально наш сценарий содержал только негативные финалы, а ребята предложили другие конструктивные выходы из создавшейся ситуации. Будущим служащим государственных структур важно учиться не только на отрицательном опыте, но и находить конструктивные решения непростых ситуаций».


Кроме Валерия Гордина и Елены Корчагиной, доцента кафедры менеджмента СПб Ф ГУ-ВШЭ, к реализации проекта «Лаборатория театрализованного менеджмента» в качестве художественного руководителя была приглашена Людмила Сазонова, профессор Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства. «Мне кажется, что результат получился очень интересным, - поделился своими впечатлениями Валерий Гордин, - ребята стали общительнее, научились входить в разные роли, более креативными в своих решениях. Но, главный вывод который мы сделали из этого проекта - это необходимость экспериментирования, поиска новых форм обучения студентов».

Расскажем немного о самом спектакле. За основу была взята известная всем живущим в Санкт-Петербурге ситуация с 395-метровым офисом Газпрома – проект «Охта-центр». Гордин со товарищи поместили ее в антураж пьесы гоголевской пьесы, обработали грибоедовским вольным ямбом, приправили цитатами из Чехова и почти того же Грибоедова («Платить готов, расплачиваться тошно») и завязка сюжета готова.

В Санкт-Петербург из Сибири приезжает заводчик Газов. У него амбициозный прожект – невиданной доселе высоты дворец и назначенная по этому поводу аудиенция с Городничей. К своему сожалению (а может, и к великой удаче, это - вопрос альтернативный), Газов в приемной встречается с Ревизором. Поскольку значительное время в спектакле было отведено на знакомство зрителей с нравами официального Петербурга (манипулирование прессой, казнокрадство и протекционизм), то очевидно, что в старых декорациях мы все же наблюдаем современный город с его злободневными проблемами. Ревизор уже успел поговорить и с Городничей, и выслушать почетных горожан, другими словами, чиновник к встрече был готов, к тому же он оказался человеком практичным и даже рациональным.

Далее следуют варианты развития сюжета. Их четыре. И наиболее вероятный, в то же время – эффективный с точки зрения экономики города, и с позитивными изменениями, полагалось выбрать зрителям спектакля.

Итак, дело могло сложиться следующим образом. Ревизор за локоток повел Газова в уголок, потолковать. Начали традиционно с «не пора ли поделиться?». В ходе динамичной дискуссии: «налоги я плачу и жертвую убогим», стороны пришли к следующему решению, не без давления, разумеется. Газовские прииск и завод отдать в казну в обмен на разрешение строительства: «Еще два-три подобных разговора и строить я начну на Пиккадили». Это последняя реплика Газова в первом варианте.

Вариант второй. Знакомство Газова с Городничей и Ревизором состоялось. В это время градоначальнице сообщают о почетных гражданах в приемной. Три дня ожидания и объявленная голодовка вынуждают чиновницу принять гостей. Почетные жители города просят не портить вид и исторический облик, и предлагают в качестве альтернативы Стрельну. Горнозаводчик сперва возмущается, но узнав, что там купил именье САМ, начинает серьезно рассматривать предложенный вариант.

Следуя третьему варианту, зрители узнают, что в Петербург прибывает некто Колесов из Нижнего Новгорода. Он имеет свой интерес: владелец каретного завода желает строить верфи в облюбованном для дворца месте. В споре за эту площадку, Городничая принимает решение перенести верфи на Матисов остров с тем, чтобы Колесов еще для нужд казны дворец на Пряжке построил. Газов с дворцом остаются на прежнем пятачке, но при условии покрытия недоимок в городской казне.

Четвертый и последний вариант событий разворачивается таким образом. Начинается не то, чтобы с обсуждения сметы, но очевидно, что расходы на согласование проекта у Газова выросли значительно и неприятно. Но решение о том, что дворцу быть, и быть на обусловленном месте принято. Пресса получила свой пресс-релиз, городничая – путевку в Москву, на повышение, Ревизор становится градоначальником.

У каждого из этих сюжетов есть свое решение, которое и предлагалось выбрать зрителям. Поскольку большинство из них выбрали четвертый вариант развития ситуации, как лучший для города, то именно он и был продемонстрирован актерами.

А затем уже «на бис» актеры показали зрителям и три остальные варианта.