Память о войне в Великобритании и России
29 апреля 2010 г. в рамках очередного Публичного социологического семинара состоялось выступление старшего преподавателя кафедры социологии СПбФ ГУ-ВШЭ, докторантки факультета политологии и международных отношений Университета Ноттингема (Великобритания) Натальи Даниловой
Доклад был посвящен формам репрезентации памяти о войне в военных мемориалах Великобритании и России XX века, а также дискурсивным изменениям в способах мемориализации, которые повлек за собой «бум коммеморации» (термин Пьера Нора) – взрыв интереса к событиям прошлого, попытки новых прочтений и переинтерпретации исторических событий.
В рамках своего выступления Наталья Данилова привела результаты исследования, основанного на дискурсивном анализе британской базы данных военных мемориалов (UKNIWM) и кейс-стади Национального мемориала Арборетум в Стаффордшире, ряда российских мемориалов.
Ядром конструирования памяти о войне в Великобритании является дискурс мемориализации Первой мировой, изменившей представление о войне как таковой – до этого военные действия в представлении британцев были связаны в основном с колониальными кампаниями. Так, например в 1914 году в Великобритании был впервые осуществлен воинский призыв.
Одной из главных особенностей презентации памяти о войне в Великобритании можно назвать индивидуальный принцип мемориализации: воинские части в Британии формировались по территориальному принципу, поэтому и памятники появлялись «на местах» - по инициативе локальных сообществ. Таким образом, в традиционной дискурсе мемориализации война представала в первую очередь как персонифицированная, а после уже национальная история.
Наталья Данилова назвала несколько тенденций, характерных для изменения презентации памяти о войне в современной Британии.
Так, в качестве характерной особенности можно обозначить мемориализацию маргинального опыта – появления памятников женщинам, различным этническим группам и даже животным-участникам войны.
Еще одна тенденция - секуляризация военных памятников, перемещающихся «от церкви к супермаркету»: мемориал больше не обязан быть чем-то сакральным, теперь он может существовать в рамках практик потребления, становясь местом поминовения только в определенные периоды – например, к 11 ноября (День памяти).
Характерно смещение от образов войны к образам армии и соответствующий лингвистический поворот: от «войны» к «действиям», «миротворческим операциям», «разрешению конфликтов». Армейское деление также заменяет территориальное: памятник может быть поставлен отдельному роду войск, взводу, дивизии.
Опыт мемориализации войны в современной России оказывается контрастным британскому, однако также подвергается «буму коммеморации», выраженному в двух параллельных процессах – изменению ландшафта коллективной памяти о Великой Отечественной войне и «последующих войнах».
В российском опыте мемориализации национальное переживание военного опыта является однозначно первичным по отношению к маргинализированному индивидуальному.
Основными типами конструирования современного опыта памяти являются инструменты, связанные с державным советским прошлым, имперской историей или религией (процесс ре-секуляризации).