• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Память о войне в Великобритании и России

29 апреля 2010 г. в рамках очередного Публичного социологического семинара состоялось выступление старшего преподавателя кафедры социологии СПбФ ГУ-ВШЭ, докторантки факультета политологии и международных отношений Университета Ноттингема (Великобритания) Натальи Даниловой

Доклад был посвящен формам репрезентации памяти о войне в военных мемориалах Великобритании и России XX века, а также дискурсивным изменениям в способах мемориализации, которые повлек за собой «бум коммеморации» (термин Пьера Нора) – взрыв интереса к событиям прошлого, попытки новых прочтений и переинтерпретации исторических событий.

В рамках своего выступления Наталья Данилова привела результаты исследования, основанного на дискурсивном анализе британской базы данных военных мемориалов (UKNIWM) и кейс-стади Национального мемориала Арборетум в Стаффордшире, ряда российских мемориалов.

Ядром конструирования памяти о войне в Великобритании является дискурс мемориализации Первой мировой, изменившей представление о войне как таковой – до этого военные действия в представлении британцев были связаны в основном с колониальными кампаниями. Так, например в 1914 году в Великобритании был впервые осуществлен воинский призыв.

Одной из главных особенностей презентации памяти о войне в Великобритании можно назвать индивидуальный принцип мемориализации: воинские части в Британии формировались по территориальному принципу, поэтому и памятники появлялись «на местах» - по инициативе локальных сообществ. Таким образом, в традиционной дискурсе мемориализации война представала в первую очередь как персонифицированная, а после уже национальная история.



Наталья Данилова назвала несколько тенденций, характерных для изменения презентации памяти о войне в современной Британии.

Так, в качестве характерной особенности можно обозначить мемориализацию маргинального опыта – появления памятников женщинам, различным этническим группам и даже животным-участникам войны.

Еще одна тенденция - секуляризация военных памятников, перемещающихся «от церкви к супермаркету»: мемориал больше не обязан быть чем-то сакральным, теперь он может существовать в рамках практик потребления, становясь местом поминовения только в определенные периоды – например, к 11 ноября (День памяти).

Характерно смещение от образов войны к образам армии и соответствующий лингвистический поворот: от «войны» к «действиям», «миротворческим операциям», «разрешению конфликтов». Армейское деление также заменяет территориальное: памятник может быть поставлен отдельному роду войск, взводу, дивизии.


Опыт мемориализации войны в современной России оказывается контрастным британскому, однако также подвергается «буму коммеморации», выраженному в двух параллельных процессах – изменению ландшафта коллективной памяти о Великой Отечественной войне и «последующих войнах».

В российском опыте мемориализации национальное переживание военного опыта является однозначно первичным по отношению к маргинализированному индивидуальному.

Основными типами конструирования современного опыта памяти являются инструменты, связанные с державным советским прошлым, имперской историей или религией (процесс ре-секуляризации).