• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сериал «Школа» только начинается

То, что голодовка учителей произошла в именно в Ульяновске, удивительно. Наш город всегда отличался высоким уровнем лояльности, также долготерпимостью.

И я всегда думала, что ульяновское учительство более чем консервативно. Я хорошо знаю наш педуниверситет, в котором в основном ведется подготовка учителей – я там начинала работать, приехав в Ульяновск.
Атмосфера педуниверситета отличалась тогда достаточно жестким консерватизмом и откровенной закрытостью всему новому. Вряд ли что-то изменилось с тех пор. Поэтому то, что учителя подняли голову именно в Ульяновске – это знак того, что их просто конкретно достали.

То, на что отреагировал Я.И. Кузьминов, что даже по сравнению с российским, уровень зарплаты у ульяновский учителей ниже - это тоже показатель.

Я бы еще обратила внимание на то, что позиция учителей сейчас вообще самая незавидная, имею в виду ряды российской интеллигенции. Мало того, что они получают меньше чем врачи – хотя отвечают не только за физическое, но и за духовное здоровье, плюс вокруг учительства огромное количество дискуссий, самых разных требований, веяний.

Вспомним, что этот год был назван «Годом Учителя», ну и на официально государственном уровне - компания проходит очень шумно – с награждениями и поздравлениями, образовательная политика находится просто в центре внимания. Но на мой взгляд подчас за шумными мероприятиями как то исчезает из виду реальный учитель…

Конечно, тут еще большая проблема в ЕГЭ. Все дискуссии сейчас уходят в сторону формы проведения единого госэкзамена, а содержание остается в стороне. Вопросы по обществоведению, по другим предметам просто безобразно составлены, и никто не собирается этого переделывать. Такое ощущение, что это так и останется.

Мы учим инновативным вещам в естественных науках, а в науках об обществе все происходит наоборот. Я видела экзаменационные вопросы по обществовению – там, где мы учим размышлять, думать, в них, напротив, навязываются какие- то стереотипы. Вот, например, вопрос – каким точным понятием можно описать существующий в России общественно-политический строй? Это же просто невозможно! Это тема для цикла лекций или семинаров, а здесь требуют от учеников одного правильного термина. Мне это кажется страшным. Среднее образование перестает быть самодостаточным. Учителя вынуждены сводить к минимуму какие-то творческие компоненты обучения, заниматься натаскиванием на сдачу ЕГЭ. И в тоже время они оказываются на переднем крае всех дискуссий и диспутов, требований и ожиданий.

На мой взгляд, сейчас, хотя голодовка и вызвала общественный интерес, оказалась в центре внимания, серьезной общественной дискуссии не получилось. Мой прогноз – что выступления учителей продолжатся. Мне бы очень хотела верить, что будет так, как сказал наш губернатор (Сергей Иванович Морозов), то есть, учителей не тронут и не будут проводить никаких административных мероприятий против них, и что когда спадет интерес к этой теме, как у нас всегда это бывает – тихой сапой этих учителей не накажут.

В дискуссии замалчивается то обстоятельство, что одна из школ, которые планировали закрыть – коррекционная. В ней обучались дети, у которых существуют какие-то проблемы, просто так их распределить по другим школам – просто невозможно. Внимания к такого рода школам не просто недостаточно, его просто нет. У нас среднее образование в этом смысле никак не дифференцируется. Есть школы-интернаты, есть детские дома для детей с отклонениями. А это коррекционная школа для детей, у которых проблемы. Для таких детей требуются другие классы, учителя с соответствующими навыками и соответственно большими зарплатами.

Казалось бы голодовка учителей – такой маленький локальный сюжет. Но вместе с этим он обнажил серьезные большие проблемы, существующие в среднем образовании.

Ссылка