И смех, и грех
Полина Виноградова из «Санкт-Петербургских ведомостей» о дискуссии для прессы «Хэллоуин современной культуры: игры со смертью», которую подготовили сотрудники Центра молодежных исследований ГУ-ВШЭ в Петербурге
В ночь на 1 ноября в Европе, Америке и с недавних пор в России празднуют День всех святых, или Хэллоуин — языческий праздник, берущий свое начало в дохристианских верованиях кельтов, живших на территории Ирландии.
Накануне мистической даты Центр молодежных исследований Государственного университета - Высшая школа экономики провел дискуссию для прессы на тему «Хэллоуин современной культуры: игры со смертью».
За последние десять лет в нашей стране тыква в виде черепа стала таким же неотъемлемым атрибутом последней октябрьской ночи, как перевод стрелок часов. Сегодня этот праздник утратил какое-либо ритуальное значение и остался просто карнавалом, способом развлечься, а для производителей товаров и услуг — заработать с помощью разного рода тематических страшилок.
Петербургские социологи увидели проблему шире: сегодня людей мало интересует сам факт того, что все мы смертны. Старость и увядание не вписываются в жизненную парадигму успешного человека.
Смерть — одну из главных героин предстоящего праздника —во время дискуссии рассмотрели с двух сторон: как неизбежность и художественный образ. Что можно сказать про первое? Вспомнили анекдот про надпись при входе на кладбище «Помним, любим, скорбим». На выходе другие слова «Скучаем, любим, ждем». Сотрудник Центра независимых социальных исследований Ольга Бредникова полчаса, отведенные для выступления, посвятила рассуждениям о кладбищах. По ее мнению, кладбище — отражение социальных перемен, своего рода зеркало мировоззрения общества. «В наши дни, - говорила докладчик — стало модно украшать места последнего отдохновения символами богатства и изобилия, вроде шашлыков, чарок с вином...А вот раньше гораздо важнее материального достатка была профессиональная принадлежность усопшего. На памятниках и могилках изображали атрибуты той должности, которую он занимал». Кажется, при чем тут полушуточный праздник Хэллоуин? А при том, что смерть сейчас не воспринимают всерьез: продают в три дорога более «уютные» места на кладбищах, предлагают «передовые» гробы XXI века и целый спектр дополнительных ритуальных услуг, призванных подчеркнуть высокий статус покойника.
Чтобы ни у кого из присутствующих не возникло сомнений, что Хэллоуин — праздник не страшный, но веселый, показали мюзикл в стиле глэм-рока «Шоу Роки Ужасного» (1975), угостили глинтвейном, подарили чеснок (отпугивать вампиров) и сувениры с беззубой тыковкой. В коридоре Центра разместилась выставка живописных работ Александра Дашевского «Призраки». Особенно впечатлил тот, который светло серый и почти сливается с цветом стен.
Социологи уверены, что искусство и игра помогают преодолевать страх смерти. Как в детстве, когда ты боялся приведений до тех пор пока не столкнулся с ними лицом к лицу. И оказалось, что по ночам шуршала, шевелилась и наводила ужас всего лишь занавеска.