• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

По законам эффективности

28 января в НИУ-ВШЭ Петербург состоялся семинар кафедры МиТСиМИ. С докладами выступили социологи Николай Соколов и Владимир Сократилин

Главной темой выступления Николая Соколова «Социология в суде и не только: опыт проведения независимых экспертиз качества социологических исследований» стал рассказ о деятельности социолога-эксперта. Доклад был посвящен анализу десятилетнего опыта проведения независимых экспертиз качества эмпирических социологических исследований лаборатории Центр социологических исследований СПбГУ.

Николай Соколов представил аудитории подробный рассказ о четырех случаях из своей практики.

Так, например, речь шла о конфликте между городской администрацией и исследовательским центром в Пермском крае. Конфликт касался предвыборного исследования.

В качестве одного из выводов, беда эмпирической социологии не в мошенниках и фальсификаторах, а в принципиальной сложности проверки: при кажущейся прозрачности процедуры проведения исследования, подтвердить качество проведенного исследования может быть крайне проблематично - технологический инвентарь не разработан.

Н. Соколов считает перспективной так называемую концепцию «ограниченной стандартизации» - внедрение некоторых технологических нормативов, позволивших бы социологам лучше контролировать процесс проведения исследования.

Доклад Владимира Сократилина (ЗАО «Решение») «Социологические и маркетинговые исследования - как сделать правильно?», последовавший за выступлением Н. Соколова, был продолжением первого выступления и тематически. В. Сократилин задался вопросом – предлагая заказчику дизайн проекта, откуда вообще исследователи знают, что поступают правильно.

Уверенность социолога, рассказал В. Сократилин, покоится, как двух, как выяснилось в процессе доклада, довольно шатких, китах: рынке и науке.
Саморегуляция рынка представляется исследователю надежным мерилом: в результате конкуренции отбираются самые эффективные технологии и методы.

Однако, как показал докладчик, формирование исследовательского рынка происходит далеко не только по законам наибольшей эффективности. Так, зачастую заказчику интересно не столько реальное исследование, сколько статус-эксперта социолога, а в конце запросе на проведение исследования вполне могут значиться его желаемые результаты.

С наукой, которая также является залогом уверенности социолога, дела обстоят сложнее.

Владимир Сократилин задался вопросом об аксиоматике социальных наук. Откуда, например, исследователь знает, что один из методов в конкретном случае лучше другого. К тому, упрощенная работа с математическим аппаратом дает ограничения, о которых исследователь склонен забывать.