• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кровавая этнография: легенда о ритуальном убийстве от средневековой Европы до Советской России

5 апреля в рамках публичного социологического семинара состоялся доклад антрополога Александра Панченко (ИРЛИ РАН, СПбГУ, ЕУСПб), посвященный легенде о ритуальном убийстве

В рамках доклада, как пояснил Александр Панченко, была предпринята попытка использовать художественные нарративы с целью изучить социальное, а именно коллективное воображение как действенную социальную силу – прием, обратный так называемому «антропологическому повороту» в филологии.

В рамках сообщения Александр Панченко представил исторический обзор трансформации смыслов и социальных функций легенды о ритуальном убийстве в истории Европы и России.

Выделяются три наиболее популярных нарративов «кровавого навета», в итоге распространившиеся в России: антисектантская, антииудейсткая и антиязыческая версии ритуального убийства.

Одно из наиболее ранних упоминаний о «кровавом навете», известное по трактату христианского теолога Тертуллиана, относится к 3 веку нашей эры - обвинения ранних христиан в принесении жертв с целью использования их крови в ритуальных целях.

Первые варианты антисектантского мифа о ритуальном убийстве возникают в период раннего средневековья. Одним из наиболее известных эпизодов можно считать гонения на армянских павликиан в 11 веке. По словам докладчика, мотивы ранних легенд стали повлияли на более позднюю новоевропейскую мифологию. В частности, уже здесь возникают мотивы инцестуозных оргий и ритуальных убийств младенцев, а также приобщения невинных к сектантским ритуалам (подмешивание крови в пищу).

В первых вариантах «кровавого навета» на евреев относятся Корсунская и Норвичская легенды, в которых (12 век), в которых евреи убивали христиан из ненависти к их вере. Позже, к середине 13 века евреев легенды «кровавого навета» также обвинили и в использовании крови христиан в ритуалах. Пика своего распространения «кровавый навет» достиг к 16-17 века в Польше, к 18-19 веку тексты «кровавого навета» добираются до России, обрастая новыми подробностями: согласно более поздним версиям, ритуальное убийство способствует удачи в делах, помогает новобрачным, также кровь невинных требуется для приготовления мацы и празднования Пурима.

Третья традиция презентации ритуального убийства – антиязычество. Здесь версии толкования в России и Европе расходятся, так как определяющим для европейского понимания стал колониальный дискурс.

Как показал докладчик, наиболее сильное влияние на коллективное воображение в российской ситуации произвела версия ритуального убийства, связанная с антисектантством.

В частности, реинкарнацию это мифа можно наблюдать в советской культуре 1950-х: в конце своего доклада Александр Панченко продемонстрировал отрывок из советского пропагандистского фильма, направленного против религиозных движений того времени.

По окончании доклада состоялась дискуссия, в ходе которой, в частности, обсуждались эвристические возможности изучения коллективного представления о ритуальном убийстве в антропологической и социологической перспективе, ритуальное убийство в современной медийной культуре.