• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Творческие индустрии такие как они есть

Бернар Мьеж, профессор Университета Стендаля Гренобль 3 представил студентам и преподавателям НИУ ВШЭ в Петербурге свое исследование творческих индустрий

Бернар Мьеж (Bernard Miege) - почетный профессор Университета Стендаля Гренобль 3, член лаборатории GRESEC (группа исследований проблем коммуникации), бывший ректор университета Стендаля Гренобль 3. С 1988 по 1992 г. возглавлял Французское общество наук об информации и коммуникации. Руководитель книжных серий по коммуникации Гренобльского университетского издательства (Presses Universitaires de Grenoble), входит в редакционные советы 10 международных журналов, в том числе Media, Culture and Society (Sage). Имеет докторские степени по экономике и гуманитарным наукам. Основная сфера интересов – индустриализация культуры и информации.

Условно доклад Бернара Мьежа можно разделить на 3 основные части: описание основных характеристик культурных индустрий, рассказ о новых тенденциях в этой области и раскрытие элементов преемственности.

Что в имени тебе моем?

Профессор выделил 5 ключевых особенностей. Современные культурные индустрии характеризуются широкой палитрой областей, где ощутимо их влияние: это книги, телевидение, радио, видеоигры и т.д. В то же время при столь широком предложении существует весьма ограниченный круг потребителей. И большая часть продуктов не находит своего спроса.

Вторая особенность заключается в том, эти продукты в основной своей массе производятся людьми, не подчиняющимися законам наемного труда. Речь идет о журналистах, режиссерах, сценаристах, актерах, фотографах и т.д. Этим людям характерно творческое стремление к независимости.

Следующая особенность касается специфики потребления: либо продукт покупается в индивидуальном порядке, и тогда происходит непосредственная оплата, либо это потребление (медиа), за которое платит рекламодатель.
Культурным индустриям, по мнению Бернара Мьежа, характерна ограниченная интернационализация. Да, безусловно, есть голливудские блокбастеры, но в большей массе культурным индустриям характерно локальное производство и связано оно с национальной культурной идентичностью.

Дебаты, характерные для 2000-х, в ходе которых предлагалось приравнять культурные блага к другим потребительским благам, закончились полным отторжением этой идеи. Сейчас признано, что это особого рода продукты.

Новости культуры

Какие новые элементы мы наблюдаем в современном развитии творческих индустрий. Первое, новая фаза индустриализации культуры тесно связана с цифровыми технологиями и новыми способами распространения информации. Роль этих продуктов перестает быть вторичной.

Мировая экономика отличается многополярностью: самые разные страны встраиваются в общую экономическую систему. Старый Свет концентрирует свое внимание именно на продуктах культурной индустрии. Сейчас многие говорят о конвергенции, о слиянии нескольких видов деятельности: массовой информации, культуры, телекоммуникаций и компьютеров.

На рубеже 90-х и 2000-х многие компании сделали ставку на конвергенцию, и результаты были плачевными. Сегодня рынок информационных технологий находится на этапе зрелости. Рынок сегментарно дифференцирован. Зачастую информационные компании показывают более высокие результаты, измеряемые в доходах, чем классические индустрии. Культура в современных условиях является придатком, контентом для распространения. Происходит не кооперация, а подчинение одной индустрии другой. Созданы трубы, которые нужно чем-то заполнять.