Визит коллег из Китайского Университета Коммуникаций (Пекин).
Сотрудничество Китайского Университета Коммуникаций (далее CUC) и НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург теперь носит официальный характер. 8 апреля подписано соглашение о сотрудничестве между нашими университетами, которое предполагает совместную научно-исследовательскую работу и образовательные программы.
В рамках своего визита в Санкт-Петербург, китайские коллеги – декан Института культурных индустрий, профессор Фан Чжоу, и его заместитель по международной деятельности – Янг Зяньфей, подготовили История активного развития творческих индустрий (ТИ) в Китае началось в 2006 году, когда в течение года был собран колоссальный фактографический материал о роли данного сектора в экономике страны и в различных аспектах регионального развития. В 2007-2008 году сектор творческих индустрий получил значительную поддержку со стороны государства, как в виде прямых инвестиций в развитие сектора, так и комплекс административных механизмов поддержки его развития. В 2008 году при правительстве Китая создан специальный исполнительный орган – Branch of Cultural Industries in China. Сегодня, вклад творческих индустрий в ВВП страны составляет 2.5%, численность занятых в этом секторе составляет 4% работающего населения страны. Эти показатели ниже, чем в развитых странах, например, США, но, безусловно, что сектор ТИ – один из самых динамично развивающихся в Китае и имеет важное стратегическое значение. Интересен тот факт, что 80% всех вузов Китая готовят специалистов в сфере творческих индустрий; это не только производители творческого контента в самых разных областях, но и профессиональные менеджеры. Но, по словам, профессора Фана, даже такие масштабы подготовки кадров не удовлетворяют в настоящий момент запросы растущего сектора, тем более что многие китайские производители в сфере творческих индустрий хотят постепенно выйти на международный рынок со своим оригинальным содержанием.
В Китае создано 214 творческих кластеров национального уровня. Наиболее динамично развивающиеся сектора – телевидение, издательская деятельность, радиовещание, киноиндустрия, сфера развлечений, искусство. При поддержке китайского правительства киноиндустрия продолжает развиваться, количество компаний по производству кино уже увеличилось со 120 компаний в 2002 году до более 10 тысяч компаний в 2009 году.
К слову, крупнейший канал Китая CCTV сотрудничает с CUC, большинство сотрудников канала – выпускники этого университета. С 2009 года канал начал вещание на русском языке.
Экономический кризис неоднозначно отразился на развитии сектора ТИ в Китае. С одной стороны рынок Китая пострадал в меньшей степени, например, китайские инвесторы активно скупают японские анимационные студии, продвигая не только технологии создания мультфильмов, но и контент. "До недавнего времени китайские дети росли на трансформерах и ниндзя-черепашках. А если и появлялось что-либо «китайское по духу» – "Мулань" или "Кунг-фу панда" – оно приходило из-за океана. Сегодня, отечественная мультипликация в Китае активно развивается в мультпарках, например, в Шэньчжэне. Причем, зарубежные мультфильмы, например, компании Диснея, и более популярные японские анимэ на китайском телевидении увидишь всё реже. А вот российский телесериал «Смешарики» вышел в прокат на китайском телевидение с марта этого года. Показ адаптированной версии российского мультсериала «Смешарики» стартовал 7 марта на детском канале Центрального телевидения Китая (CCTV). Китайская локализованная версия Опыт Китая в развитии рынка творческих индустрий представляет несомненный интерес для России. Ведь иметь культурные ресурсы – это не значит иметь творческие индустрии; необходимо внедрять эффективные механизмы, обеспечивающие развитие данного сектора. Несомненно, что опыт Китая в этом направлении может быть очень интересен и полезен для России.