Семейные альбомы среднеазиатского общества
15 апреля в рамках лекций ведущих востоковедов России Сергей Абашин, к.и.н., старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН прочел лекцию "Антропология среднеазиатского общества (рассматривая семейные альбомы)". Проект Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ в Петербурге
![](/data/spb/news-branch-IMG_9701.jpg)
Завоевание Средней Азии совпало с эпохой распространения фотографической технологии. Хотя первоначально художественные изображения, например, того же Верещагина, успешно соперничали с фотографиями и, отчасти, влияли на фотографический способ видения. Но к концу имперского времени фотография уже безраздельно господствовала в создании образа отдаленной окраины Российской Империи.
![](/data/spb/news-branch-Abashin2.jpg)
Одним из первых проектов создания полного колониального фотографического взгляда на завоеванный регион стал Туркестанский альбом, известный также как альбом Кауфмана, или альбом Уно. Съемка сделана в 1871-1872 годах. 1235 отобранных снимков были разбиты на 4 темы и затем сгруппированы в 6 томов: фотография, история завоевания, промыслы и археологические древности. В 1873 году полные экземпляры альбома были переданы императору, наследнику-цесаревичу, а также в некоторые музеи и библиотеки, а сокращенные варианты этого альбома – министрам и членам семьи Романовых.
Другой проект, который имел место уже в 1900-1910-е годы, делал известный ученый Прокудин-Горский, химик, который изобрел способы цветного фотографического изображения.
Изображения в Туркестанском альбоме имели такие общие черты: они подчеркивали чуждость и непохожесть этих народов, проводя четкую разграничительную линию между русскими и этносами Средней Азии. Этот эффект достигался с помощью этнографической и археологической экзотизации, фотографической демонстрации памятников древности, видов кишлаков и городов, ритуалов местных жителей: их одежды, инвентаря, музыкальных инструментов. Очевидно, что это взгляд европейского человека, европейское удивление экзотикой, фотографии, собственно говоря, сконструированы. Вот местные жители выстроились в ряд перед фотографом, они как бы демонстрируют свой обряд. Не проводят обряд сами по себе, а фотограф, бегает и фотографирует их случайным образом, а демонстрируют, показывают свои экзотические обряды, и фотограф их снимает.
![](/data/spb/news-branch-Abashin1.jpg)
Создание визуальных репрезентаций происходило в заведомо неравноправных отношениях. Многие мусульмане крайне настороженно, даже негативно, относились к своим фотографическим изображениям, воспринимая их как запретные и приносящие вред. Эта традиция, во многом, сохранилась и сейчас. Пожилые люди иногда боятся фотографироваться и боятся фотографий. Возможно, что это связано с мусульманским запретом изображения людей. Возможно, что причина в традиционных представлениях об акте фотографирования и появления изображения человека как некое перенесение, захват сил душевных его и перенесение их на фотографию. Тут уже магические страхи.
![](/data/spb/news-branch-Abashin3.jpg)
![](/data/spb/news-branch-Abashin4.jpg)
Местные жители отчетливо различали и характеризовали советские образы как русские или европейские, то есть, привнесенные извне. Копируя эти образы и принимая их в качестве своих, они, тем не менее, сохраняли по отношению к ним некоторую дистанцию и могли воспроизводить их лишь частично, всегда вперемешку с категориями и символами, которые считали своими. Последние тоже создавались в рамках советской идеологии и строительства нации в Средней Азии и канонизации национальной традиционной культуры, которая восходит, в том числе, и к имперскому, ориенталистскому воображению. Такой раскол на свое и чужое внутри собственных представлений и практик совсем не обязательно имел конфликтную природу, но сам этот факт указывает на весьма противоречивый способ формирования и конструирования своего «Я» в данном обществе, его существования между зафиксированными идентичностями.
Сергей Абашин выступил в рамках курса публичных лекций ведущих востоковедов России про страны Средней Азии и Кавказа, организатором которого выступает Лаборатория сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ в Петербурге. Задача курса лекций: рассказать заинтересованной аудитории о процессах, происходящих на современном Кавказе и в Средней Азии после распада Советского Союза. Особое внимание на лекциях уделяется вопросам исламизации региона и повороту от государственного атеизма, характерного в советское время, к религиозности.