• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экологическая история

13 мая в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге состоялся международный Круглый стол по экологической истории, организованный Лабораторией социологии образования и науки и Кафедрой гуманитарных наук

Круглый стол собрал интересную и очень разнообразную аудиторию. Среди присутствующих были преподаватели, научные сотрудники и студенты разных специальностей: историки, исторические географы, археологи, историки науки, экологи. Были сотрудники музеев, а также иностранные аспиранты - стажеры Европейского университета в СПб.

Заседание открыла директор Центра экологической и технологической истории Европейского университета в Санкт-Петербурге и старший научный сотрудник НИУ ВШЭ в Петербурге Юлия Лайус. Она кратко познакомила слушателей с основными направлениями экологической истории и рассказала о деятельности Центра. Экологическая история – история взаимоотношений человека и природы. Ее цель, согласно определению президента Американского общества экологической истории Джона МакНила, служить человечеству, обеспечивая его знанием о прошлом, пригодным для того, чтобы его можно было употребить для построения будущего. Экологические историки вскрывают исторические причины современных экологических проблем, рассматривая во взаимосвязи природу, экономику, как способ взаимодействия с природой, и образы природы в человеческом сознании.


Один из основателей Европейского общества экологической истории (ESEH) и его бывший президент Верена Винивартер (Verena Winiwarter), профессор и декан факультета междисциплинарных исследований Университета Клагенфурт (Вена, Австрия), ярко рассказала об истории Общества, основанного в 1999 году. Толчком к его организации послужило ее участие в конференции Американского общества экологической истории (ASEH), которое более чем на два десятилетия старше, чем европейское. Три дня проведенные ею на этой конференции стали поворотным моментом как в ее научной карьере, так и в судьбе экологичеcкой истории в Европе. После общения с американскими историками стало понятно, что экологическая история – это не маргинальное, никому вокруг не интересное занятие по изучению истории местного природопользования в одной из альпийских деревень, а новое динамично развивающееся научное направление, способное объединять локальные и глобальные подходы к пониманию роли природы в истории человечества. Окрыленная примером американских историков, Верена Винивартер сумела объединить небольшую группу сходно мыслящих европейских историков, которые и создали Европейское общество экологической истории. С самого начала своего существования общество ставило задачу вовлечения в свою деятельность историков из Восточной Европы и России. Поэтому неслучайно Верена Винивартер выступила организатором Европейской инициативы по изучению Дуная (DEHI), реки, протекающей через большую часть Восточной Европы.

Сложность менеджмента природы, равно как и менеджента научных исследований, Верена Винивартер проиллюстрировала примером из своей специальности - средневековой экологической истории. Венецианской республике была нужна хорошая древесина для строительства судов, поэтому особенное внимание там уделялось охране дубовых посадок – в них не разрешалось вести рубки и даже собирать хворост. Другие деревья и кустарники, выраставшие среди этих посадок безжалостно уничтожались. Когда через сто лет оценили результат, выяснилось, что дубы растут очень плохо. Охрану усилили. Через сто лет результат оказался еще более плачевным... И это неудивительно, ведь без наличия других деревьев вокруг и вырубки части дубов, они не могли вырастать до нужного размера. Причиной неудачи было непонимание сложных взаимосвязей в экосистеме и прямолинейные представления о том, что только лишь при помощи надежной охраны можно добиться того, что на охраняемом участке вырастут дубы-великаны.


О силе образов природы и представлений людей о природе говорил и следующий выступающий – профессор Кристоф Маух (Christof Mauch), директор Центра «Окружающая среда и общество» имени Рейчел Карсон, открытого в 2010 году в Мюнхене. Он показал это на примере судьбы трех участков США, расположенных рядом, которые сто пятьдесят лет назад выглядели одинаково. В настоящее время идентичность первого выстроена вокруг парка динозавров, созданного в этом районе потому что именно здесь палеонтологами были сделаны замечательные открытия, второго – вокруг добычи нефти, полностью изменившей окружающий ландшафт, а в третьем удалось сохранить заповедный лес, поскольку в нем любил охотиться президент Теодор Рузвельт. Далее Кристоф Маух рассказал о том, как сила образа «молчаливой весны» (silent spring), созданного в 1962 году американским биологом и писателем Рейчел Карсон -- весны, когда не поют птицы, уничтоженные ядовитым инсектицидом ДДТ -- смогла изменить сознание миллионов людей и вызвать массовое движение в защиту окружающей среды. Имя Рейчел Карсон присвоили Центру в Мюнхене, который дает стипендии по экологической истории ученым всего мира, для того, чтобы подчеркнуть его международный характер и его цель способствовать изучению истории взаимоотношений человека и природы для их более гармоничного развития в будущем.


«Гуманитарные науки в настоящее время переживают глубокий кризис», - подчеркнул в своем выступлении Сверкер Сорлин (Sverker Sorlin), профессор экологической истории Королевского технологического института в Стокгольме. Кризис гуманитарных наук прямым образом связан с кризисом идеи национального государства, которая служила основой для развития гуманитарного знания в прошлом. В связи с этим Сверкер Сорлин считает, что гуманитарное знание должно участвовать в решении общемировых проблем, таких как столкновение разных религий или проблема сохранения окружающей среды. Он предложил брать пример с ученых-естественников, которые легче объединяют свои усилия и создают центры для исследования современных проблем, чем гуманитарии, и объединяться с ними. Так, он сам – единственный гуманитарий среди экологов и географов – принимал участие в создании в 2007 году Ризилиенс центра в Стокгольме, который известен междисциплинарными исследования социально-экологических систем в свете теории «сопротивляемости» (ризилиенс) – способности системы претерпевать изменения и продолжать развиваться.

Адриан Селин, профессор Кафедры гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Петербурге, рассказал о состоянии российских исследований в области исторической географии, которые в значительной части носят локальный характер. Основное направление историко-географических исследований -- это локализация в пространстве объектов, известных по письменным источникам. Важным является исследование объектов, появившихся в позднее средневековье и сохранившихся в современном пространстве и фольклорной традиции, например, дорог. Их происхождение двояко: дороги - это следы внутренней колонизации, а также результат активности государства, проникающей в традиционный сельскохозяйственный ландшафт. Так, в 1602 г. государство организовало массовые работы по обустройству дороги от Ивангорода к Москве, по которой должен был проехать датский принц Юхан на свадьбу с Ксенией Годуновой. Строительство оказало огромное влияние на местные сельские общества, усилиями которых проводились эти работы. Вскоре дорога была заброшена, но до наших дней она сохраняется как объект ландшафта, а также в отличие от обычных дорог, соединяющих деревню с деревней присутствует в современной фольклорной традиции. Пример показывает, что исследование процессов проникновения человека в природу в российском контексте должно вестись с учетом его важной характеристики: чрезвычайной роли государства.


Тимо Мюллюнтаус (Timo Myllyntaus), профессор Университета Турку, представил оптимистическую картину успеха экологической истории в Финляндии. Несмотря на то, что в этой стране нет ни исследовательского центра, ни профессорской позиции по экологической истории, финские историки уделяют очень много внимания описанию взаимоотношений человека и природы в прошлом, и не только в Финляндии. Они пишут работы по экологической истории Африки, Латинской Америки, США. Тимо Мюллюнтаус подчеркнул тесную связь экологической и технологической истории, ведь люди всегда, даже в самые древние времена, взаимодействовали с природой посредством технологий - сельскохозяйственых, добывающих, индустриальных.


Заключало круглый стол выступление Даниила Александрова, обрисовавшего те научные области, с которыми могут взаимодействовать экологические историки, развивающие свою область. Историки, сказал он, очень консервативны и сопротивляются появлению новых субдисциплин историчесой науки. Сначала он рассказал об удачном опыте кооперации с экологами в рамках исследований по исторической экологии рыб и морских животных, которые на протяжении десяти лет развивались в созданном им в 2001 году Центре экологической и технологической истории Европейского университета в Санкт-Петербурге. Затем, он предположил возможность плодотворной кооперации с археологами и историческими географами. Важной перспективой для становления экологической и технологической истории в России может стать взаимодействие с местными музеями и вовлечение их сотрудников в исследования индустриальной истории малых российских городов, в которых воздействие промышленности на ландшафт и окружающую среду было значительным. Областные архивы полны замечательными материалами такого рода. Затем Даниил Александров остановился на необходимости развития международного сотрудничества, создания совместных европейских программ по экологической истории. Он также поднял вопрос о необходимости преподавания технологической истории российским студентам - инженерам, как это делается, например, в Королевском технологическом институте в Стокгольме, и сказал о том, что руководители наиболее передовых технических ВУЗов начинают понимать необходимость гуманитаризации инженерного образования. В конце своей речи Даниил Александров напомнил аудитории рассказанную Вереной Винивартер историю про выращивание дубов и сказал, что он надеется, что нам не надо будет тратить столетия на эксперименты в области преподавания и что он уверен в хороших перспективах развития экологической истории в России не только как исследовательской, но и как учебной дисциплины.