• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методы, которые не афишируют

2 июня 2011 года в главном корпусе НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург на факультете социологии прошло четвертое заседание Открытого научно-практического семинара «Методы и технологии социологических и маркетинговых исследований». Общая тема семинара: «Проблемы методов, которые не афишируют. Опыт их решения. Поможет ли стандарт?»

Первым выступал генеральный директор ЗАО "Решение" Сократилин В.В. Его доклад, тема которого была сформулирована как «Основные проблемы социологических и маркетинговых исследований", носил обзорный характер, и был посвящено общим вопросам организации социологических исследований. Одной из главных проблем была обозначена неоднозначность операционализации многих социологических категорий, употребляемых заказчиками и социологами-исследователями как самоочевидные (например, лояльность бренду, узнаваемость, популярность). В результате, данные разных исследовательских фирм часто сильно разнятся, а иногда и вовсе могут исследоваться разные проблемы. Выходом из этой ситуации, по мнению Сократилина, могла бы быть стандартизация некоторых социологических и маркетинговых категорий, договоренность между социологами по поводу их смыслового содержания. Впрочем, остальные присутствующие на семинаре, хотя и признали эту цель благой, выразили большие сомнения в ее практической осуществимости.

Вслед за Владимиром Сократилиным выступал (тема «Если выборка с «грехами», то кого и что она представляет?») заведующий кафедрой методов и технологий социологических исследований, профессор НИУ ВШЭ Андрей Алексеевич Вейхер. Основная проблема была сформулирована как недостижимость реальной выборки из-за критически большого (до 80%) количества отказов в некоторых видах социологических исследований. А в некоторых исследованиях (особенно Интернет-исследования) уже даже можно говорить о формировании слоя «профессиональных» интервьюируемых. Как способ убедиться, что выборка репрезентативна не только формально, но и в действительности представляет ту или иную генеральную совокупность, был предложен метод контрольного вопроса, о результатах которого мы можем судить не только по ответам респондентов, но и по данным из реальной статистики либо из каких-либо других достоверных источников. Например, задав респондентам вопрос о количестве детей в семье и сравнив полученные данные с реальной нефальсифицируемой информацией из социальных органов, мы можем понять насколько информация, полученная в ходе опроса реально коррелирует с достоверной информацией и оценить степень погрешности.

Третьим докладчиком стал руководитель Центра социологических исследований Санкт-Петербургского Государственного Университета Соколов Н.В. Тема его выступления была сформулирована как "Еще раз о насущности стандартизации в прикладных исследованиях". В ней получили развитие те тезисы его выступления, которые ранее затрагивались на втором заседании семинара. На этот раз главной идеей выступления был «менеджмент данных», то есть необходимость стандартизации процедур сбора, обработки, ввода и хранения социологических данных. По мнению докладчика, стандартизированные процедуры позволят уменьшить количество конфликтов заказчик-исполнитель (особенно при госконтрактах) и повысить методическую прозрачность исследовательских компаний. Присутствующие, в целом, поддержали предложенные идеи, но выразили опасение, что установление более жестких стандартов «менеджмента данных» существенно увеличит затраты исследователей, а многие из заказчиков будут не готовы нести дополнительные расходы.

По результатам выступлений было принято решение обобщить результаты семинара и сообщить о них на Открытом Форуме «Управление качеством социологических и маркетинговых исследований», который пройдет 17-18 июня 2011 года в Екатеринбурге.