• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гендерные режимы в России

23-29 июля в пансионате «Гардарика» (республика Карелия) состоялся семинар, организованный ЦМИ НИУ ВШЭ, НИЦ «Регион», Центром независимых социологических исследований при поддержке Фонда им. Г.Белля и Программы «Научный фонд НИУ-ВШЭ».

День 1

Большую часть первого дня семинара его участники провели в дороге. Выехав ранним утром из Петербурга, к вечеру автобус с 32 активистами и социологами добрался до базы отдыха «Гардарика», находящейся на красивом торфяном озере Янисъярви. По прибытию состоялась заявленная в программе коктейльно-телесная вечеринка, во время которой участники семинара смогли познакомиться и неформально пообщаться.
У барменов – Елены Омельченко, Дмитрия Омельченко и Сергея Сенатова - можно было заказать один из девяти коктейлей – начиная от классических Кровавой Мэри или мохито до экзотического мятного джулепа или шорта «Доведенный до отчаяния». На вечеринке проводилась игра, благодаря которой гости семинара смогли лучше узнать друг друга: предлагалась таблица с необычными фактами из жизни каждого из участников. Победительнице – Ольга Ечевской – достался завидный приз, три бесплатных коктейля из бара.


День 2

Первая секция семинара открылась установочным докладом Нади Нартовой «Биополитика современного государства». В рамках доклада описывалась трансформация форм политической власти, прослеженная Мишелем Фуко. Возникающая в Новое время система дисциплинарной власти действует по принципам, отличающимся от предыдущего понимания суверенитета (политическая философия Нового времени, Гоббс) как делегирования права на насилие и смерть. Для дисциплинарной власти характерен принцип всестороннего контроля над жизнью, отправляемый с помощью минимальных усилий – тюрьмы, казармы, школы (классический пример Фуко – паноптикум). В конце XIX века можно говорить о возникновении еще одного типа власти – биовласти, здесь важным становится контроль за телесной жизнью населения в целом – рождаемостью, смертностью, болезнью и так далее. К этому времени относится, например, появление национальных институтов статистики. Постфукианские исследования, рассказывающие о современном периоде, вводят термин «политики жизни», указывающий на тотальность биовласти. Основным типом власти наряду с действием государственных институтов – социальной политики, здравоохранения и тд – становится власть знания. С каждым годом объем знаний о том, как мы проживаем жизнь телесно, увеличивается, а важность экспертного мнения растет. Увеличивается значимость биопедагогики, знаний о «правильном» рождении детей, питании, сексе, сне, спорте, отдыхе и так далее.

Следующий доклад был сделан Гюзель Сабировой и назывался «Платки, которые значат: тело, религия и современное государство». Выступление было посвящено конструированию дискурсов мусульманского платка в современной Европе. Тематика мусульманского платка появляется именно в контексте европейской современности/постсовременности и проблематизирует религиозное тело в публичном пространстве.

Доклад Юлии Епановой был посвящен on-line сексуальности. В рамках доклада был сделан содержательный обзор проблематизации интернет-порнографии/эротики в общественном дебате. Также анализировались статьи и содержание форумов о сексе, которые можно найти в Интернете.

Ольга Ечевская и Яна Крупец представили совместный доклад на тему «Телесные модификации: тотальное, коллективное, индивидуальное». Главной темой доклада стал вопрос, насколько свободной может быть телесная модификация – от каких внешних структур она зависит, каким правилам подчиняется. За теоретической частью доклада последовала практическая – участникам семинара предлагалось с помощью подручных средств изобразить свое понимание свободного тела. Участники семинара поделились на три команды, каждая представила свое видение. Первая команда изобразила улыбку чеширского кота, напоминающую о шизоидном теле Делеза. Вторая сделала аудио-визуальную презентацию – фигура человека, подвешенная на манер уробороса демонстрировалась под чтение стихов наоборот и нечленораздельные вопли, таким образом, команда пыталась показать сложность высказывания телом собственных желаний. Участники третьей команды выстроились в круг и одновременно надули и выпустили в воздух воздушные шарики, которые с забавным звуком разлетелись по залу, как бы давая метафорическому телу расплыться и раствориться в окружающем пространстве.

Немного передохнув, участники семинара перешли к подвижным играм со смыслом. Елена Омельченко организовала и провела тренинг Performing body. Участники должны были, играя в командах, выполнить ряд заданий – не пользуясь при этом словами! Например, изобразить «крайнее состояние апатии» или «реализованность», с помощью своих тел объяснить метафорические выражения «поймать момент», «свести к минимуму», «лелеять мечту».

День 3

Первым докладом третьего дня стало сообщение Елены Омельченко «Жесткая маскулинность? Гомофобия плюс гомоэротика в гомосоциальных сообществах». Доклад был сделан по материалам исследования воркутинских скинхедов и рассказывал об особенностях и парадоксах телесных практик и репрезентаций в закрытом мужском сообществе. Одним из тезисов доклада стала связь между националистическим дискурсом и особым типом маскулинности, образом «мужчины-война» и «мужчины-колонизатора», производимом в данном сообществе. Образу колонизатора противопоставлялись отличные типы маскулинности, не опирающиеся на физическую силу, по словам одного из информантов - «нация прислуживающих мальчиков».

Интересно, что производство маскулинности сводилось скорее к декларации, говорению, чем к «деланию тела» (в боях и так далее). Отмечались особые гомосоциальные практики – например, совместный прием душа. Очевидным для группы исследователей стала гомоэротизация мужского тела в этом сообществе – тело позиционировалось как объект для демонстрации, в качестве нормативных в этом сообществе (при активно применяемой в то же время гомофобной риторике) рассматривались объятья, поцелуи, демонстрация нагота, выступавшие в качестве проявления мужской дружбы.
Доклад Наталой Гончаровой «Режимы нормализации и контроля телесности в женской тюрьме» был также посвящен закрытым сообществам. Главной темой доклада стали режимы чистоты и гигиены как институты тотального контроля.
Сообщение «Гендерные репрезентации нелегитимных молодежных сообществ» было сделано Юлией Андреевой по материалам исследования уличных антифашистских группировок. Анализировались тексты интервью и медийные образы, производимые сообществом. Можно говорить о более ярко выраженной маскулинности (образ анархиста-интеллектуала противопоставляется более физически развитому, но менее знающему «гопнику»), женские образы оказываются менее субъективированными.

Доклад Екатерины Викулиной рассказывал о фотографии оттепели. Начало 1960-х стало временем открытия нового типа телесности как в СССР, так и за рубежом. Ключевое в фотографий оттепели – эмоциональное содержание снимка, большое внимание уделяется мимике, жестам, главным жанром хрущевской оттепели можно назвать репортаж. В рамках доклада освещалось несколько тем – изображение власти, материнства и детства, присутствие разных типов телесности на снимках (в том числе, дружественных африканских народов).Выступление Екатерины Викулиной также не ограничилось лекционной частью. Участникам семинара предлагалось сделать серии фото в эстетике оттепели на три темы – молодость, здоровье и дружба.

Тема советского продолжилась презентацией проекта «Искра. Женщина труда» Альбины Гарифзяновой и Людмилы Шкляр. Главной задачей этого социологического арт-проекта стала реконструкция особого среза советской культуры – образа «героини труда». Презентация началась с небольшой лекции о идеологии женственности в советское время. После лекции участники семинара смогли увидеть авторских кукол с именем и биографией, созданных руководителями проекта. Позже к творчеству смогли приобщиться все участники семинара: каждый смог сделать открытку, придумав собственную женщину труда.

День 4

Следующий день семинара открылся лекцией Ольги Бредниковой «Война в формате 5D» о крайней степени влияния биополитики на тело – физическом насилии и убийстве. Доклад фокусировался на трех темах: нарративах о войне – женской и мужской войне, насилии и сексуальном насилии в войне и производстве тела в военной медийности. Доклад базировался на ряде интервью, взятых у свидетелей военного конфликта в Оше летом 2010 года.

Доклад Эльвиры Ариф «От границ к граням: рисковые и ненормативные телесные практики» представлял некоторые результаты исследовательского проекта «Общество и стили жизни», реализованного в 2006-2008 гг. В докладе рассказывалось о ключевых элементах реального и символического присутствия в повседневной жизни молодежи ненормативных практик и типов потребления (например, практики «зацеперства», употребления наркотиков и так далее) – презентации, практики контроля, ограничения и самоограничения.
Вся оставшаяся часть дня была посвящена презентации проекта «Между дисциплиной и экспериментом: телесные режимы молодежи в повседневной жизни в современных российских социо-экономических условиях».

Выступление Алексея Зиновьева «"Традиционный" спорт и новые спортивные практики: от дисциплины тела к телесному самоконструированию» содержало краткий исторический обзор становления современного «традиционного» спорта. Также Алексей рассказал об альтернативных спортивных практиках, в которых спорт становится не дисциплинирующей системой, но инструментом саморефлексивного «делания», конструирования собственного тела.
Доклад Риты Кулевой «Мода как идеологическое «оружие»: дисциплинарная власть и тактики сопротивления» был призван представить двойственную сущность моды как поля «невидимой идеологии»: с одной стороны как дисциплинирующего инструмента (на примере совесткой моды для полных женщин), с другой – как оружия сопротивления, благодаря которому тело может быть переозначено (на примере работ Рей Кавакубо и Эльзы Скиапарелли)Наталья Федорова в сообщении «Уход за собой и гигиена в повседневных практиках, трансформация представлений о гигиене» рассказала о культуре гигиены, разрабатываемой в Советском Союзе 1920-1930х годов. Создание новой культуры, стиравшее границу между публичным и приватным, в частности, представляло тело источником потенциальной угрозы и заражения. Выстраивались оппозиции: советский человек (чистый, аккуратный)/человек из прошлого (грязный, неопрятный).

Доклад Анны Фоминой («Безопасность в городском пространстве: от государственного регламентирования к индивидуальным практикам») представлял проблему различий государственного и личного регламентирования безопасности и потенциально опасных ситуаций.

Александр Пронин (доклад «Потребность в потребности потребления: молодая плоть и рынок») представил модель потребительского поведения молодежи. Докладчик указал на особые функции потребления, которое в современном обществе не может не быть демонстративным. По мнению докладчика, потребление у молодых людей может выполнять сублимирующую функцию и заменять некоторые социальные компетенции. При этом группы молодежи, не обладающие высокими покупательскими способностями, должны сублимировать и эту потребность. Таким образом, рождается квази-потребление, которое может быть, например, частью самопрезентации в социальных сетях – выражение интереса, заменяющее прямое потребление.

Сессионная часть дня закончилась итоговой дискуссией на тему «Тела и политики: между принуждением и сопротивлением».

В неформальную часть вечера вошла долгожданная фрик-вечеринка «Леди Гага приглашает».

День 5 и 6

Последние дни семинара прошли под знаком кино и видео. Все предыдущие дни участники семинара помимо выступлений и слушания докладов писали сценарии и готовились к съемках активистских роликов, которые также должны были стать итогом работы.
Вечером пятого дня семинара состоялась премьера фильма «Как есть. Молодежь» Дмитрия Омельченко и Сергея Сенатова. После просмотра произошло обсуждение фильма, собравшего много положительных отзывов у участников семинара. В частности, у социологов вызвало одобрение «бережное обращение» с героями фильма, ненавязывание авторской интерпретации зрителю.
Последним пунктом обязательной программы стал просмотр и обсуждение активистских роликов. В остававшееся время участники семинара смотрели фотографии, сделанные за эти дни, еще до отъезда в Петербург вызывавшие ностальгические улыбки.