• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Женский бунт, многозначный и ненасильственный

По мнению Ольги Липовской, известной феминистки и участницы социологической дискуссии «Чего хотели и чего добились Pussy Riot?», участницы скандальной панк-группы протестовали в ключе общей политической дискуссии, а, не только защищая женские права: на аборт, на участие в политике и далее

Сотрудники Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ решили пригласить Анну Темкину, социолога из Европейского университета, известную феминистку Ольгу Липовскую и арт-критика Дмитрия Пиликина чтобы попытаться с разных сторон осмыслить сущность протеста панк-группы, попытаться понять их цели, мотивы и, главное, те общественные процессы, отражением или, возможно, причиной которых они стали.

Тема Pussy Riot в прессе освещалась по интенсивности на уровне думских выборов. Еще активней ее обсуждали в блогосфере. Редкое событие вынуждало стольких людей публично размышлять, возмущаться, оскорбляться и негодовать, как это. Причем, вне зависимости от того, к какому лагерю принадлежал эксперт, издание или интернет-площадка. В общем, тема медийная, пройти мимо крайне сложно. Не стали умалчивать свою позицию и социологи Центра молодежных исследований, тем более, что участницы панк-группы по возрасту вполне «вписываются» в понятие молодежи.

Модератор дискуссии Анастасия Минькова представила хронику основных событий, связанных со скандальной группой. Известными девушки в ярких цветных балаклавах и платьях стали в октябре прошлого года, когда провели ряд выступлений в метрополитене, на крышах автобусов, троллейбусов, они пели непростые тексты, которые сопровождали пост-релизами в Интернет. В декабре панк-группа спела на крыше спецприемника №1, в котором содержались активисты протестного движения, включая Навального и Яшина. В январе 2012 года – знаменитая акция на Лобном месте Красной площади, и, наконец, апофеоз – панк-молебен в Храме Христа Спасителя. Трех из пяти активисток арестовали, они находятся по решению суда в СИЗО района Печатников города Москвы.

Как отметила Елена Омельченко, директор ЦМИ, несмотря на то, что акция прошла уже несколько недель назад, события продолжают стремительно развиваться: появляются новые мнения, аргументы, ветви дискуссии. По мнению социолога, дискуссия о Пусси-райот обозначила серьезный раскол в обществе, который может затронуть не только взаимоотношения между Церковью и паствой, воцерковленными и альтернативными ветвями религиозных сообществ. С другой стороны, площадкой для этой дискуссии становится Интернет, который как своего рода «черная дыра» активно поглощает выступления, мнения, которые в многоголосье теряют свою направленность, актуальность и революционность. Тем самым, дебат о Pussy Riot пока никак не переходит в действия в офф-лайне.

Социолог Анна Темкина рассказала о письме «Союза православных женщин», в котором в довольно агрессивной форме говорилось о том что «выходка» Pussy Riot «повергла большинство граждан России в шок», «унижающей миллионы верующих женщин». Чему по мнению Союза Православных Женщин угрожает феминизм? Если убрать пассажи духовно-кризисного характера, то угрожает он «целомудрию женщины, праву становиться матерью. Феминизм поддерживает идею безопасных абортов, стерилизацию». В итоге феминизм наступает на позиции патриархального наследия, «гендерным стереотипам мужской культуры». По мнению профессора социологии панк-группа оказалась столь значимой для общественной дискуссии, потому что вывели и столкнули на поверхность множественные религиозные, политические и гендерные противоречия между социальными пространствами и внутри них.

Ольга Липовская определила протест Pussy Riot как ненасильственный и оригинальный: «Я бы не стала их маркировать как феминисток, они не промотируют исключительно феминистские ценности. Они просто входят в храм и осуществляют свой молебен». Ольга очень критично высказалась о том, является ли Храм Христа Спасителя, возможно, когда-то он таким и был, но его взорвала власть, которая по-прежнему сидит на своих местах, построила бассейн, потом на налоговые деньги отстроила православный вариант Дворца съездов. Истинные верующие ходят в другие места. Ольга поддержала мысль Анны Темкиной о том, что морально-нравственная истерия критиков Pussy Riot в большей степени направлена на защиту патриархальных неотрадиционалистских ценностей, которые активно продвигает власть, не чувствующая собственной легитимности в нужной мере.

Четвертый участник дискуссии – художник и куратор Дмитрий Пиликин попытался оценить акцию группы с точки зрения контекста современного искусства в постсоветской России. Сами они себя арт-проектом не называют, но в то же время в состав группы входят художники. Это активисткий проект, который может использовать для выражения своего протеста любые художественные формы. История взаимоотношений протестных движений и искусства обширна, вести ее хронологию можно с момента возникновения нового государства на руинах РФ ССР, когда, по словам Дмитрия, советская норма настолько быстро уходила, а новая не успела сформироваться, что даже милиционеры не знали, как реагировать на выступления граждан. Проблемы современного искусства с православной церковью начались в средине 90-х, когда художник Александр Бренер попытался предложить себя прихожанам Елоховского собора в качестве Иисуса Христа. И дальше противостояние свободных художников и РПЦ стало регулярным.