• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исторический федерализм

11 июня состоялся семинар рабочей группы по изучению политического пространства в рамках исследовательского проекта “От империи к мультикультурализму и многополярности”. С докладом выступил Марк фон Хаген

С докладом, посвященным федерализму в истории России, выступил Марк фон Хаген, профессор истории, Университета Аризоны (США). Марк фон Хаген, в прошлом профессор истории Колумбийского Университета (Нью-Йорк, США), состоит членом редакционных советов ведущих международных журналов Slavic Review и Ab Imperio, членом рабочего комитета по Евразии Human Rights Watch, членом консультационных советов Ассоциации Изучения Национальностей, Американского Национального Совета Евразийских и Восточно-Европейских Исследований, и исполнительных советов Ассоциации Славянских, Восточно-Европейских и Евразийских Исследований и Международной Ассоциации Украинистики.

Участие в семинаре приняли Наталья Галеткина, преподаватель отделения прикладной политологии НИУ ВШЭ-СПб.; Татьяна Борисова, преподаватель факультета истории НИУ ВШЭ-СПб.; Андрей Стародубцев, преподаватель отделения прикладной политологии НИУ ВШЭ-СПб.; Александр Семенов, декан факультета истории НИУ ВШЭ-СПб, а также студенты отделения прикладной политологии.

В своем выступлении Марк фон Хаген затронул вопрос об изменении представлений о федерализме в политической истории России. В рамках семинара Марк фон Хаген показал, что федерализм можно рассматривать и как демократизацию, и как деколонизацию, и как способ защиты разнообразия, этнических, национальных меньшинств, и как децентрализацию власти. Марк фон Хаген обозначил наиболее яркие концепции федерализма в российской истории, начиная от проектов конституционных реформ декабристов, идей сибирского областничества и украинского регионализма до идеи этнофедерализма в СССР. Фон Хаген выдвинул важный тезис о том, что в истории XX века произошла трансформация в понимании федерализма, когда значение разделения властей и распределения полномочий между уровнями власти уступило место взгляду на федерализм как на способ защиты коллективных культурных прав, разнообразия и плюрализма.

В рамках семинара были поставлены вопросы о соотношении федерализма и демократии, об истории понятий, которые определяют смысл федерализма и политического плюрализма, о рассмотрении федерации как способа учета и упорядочивания разнообразия или насаждения однообразия политического пространства, а также о возможности проведения компаративистских исследований политической мысли и практики федерализма.