• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

(Пере)осмысление инвалидности в Центральной Азии: подходы и политики

В конце сентября в Бишкеке (Кыргызтан) состоялась осенняя сессия проекта «(Пере)смотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры»

развивавшегося на протяжении последних трех лет под руководством профессора факультета общей социологии Е. Ярской-Смирновой и профессора факультета социально-экономических систем и социальной политики П.Романова в рамках проекта Программы поддержки высшего образования – региональном семинаре по улучшению преподавания (HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching). В числе преподавателей проекта от Санкт-Петербургского кампуса выступала доцент факультета социологии Ж.Чернова, а в качестве участников и дискутантов ст.преподаватель отделения прикладной политологии Т.Барандова и мл.научный сотрудник факультета социологии А.Милая. Данная сессия называлась «(Пере)осмысление инвалидности в Центральной Азии: подходы и политики» и имела свои особенности и преимущества.

Во-первых, она являлась «бонусным» мероприятием текущего проекта, ранее объединившего для дискуссий и аналитического пересмотра социальной политики представителей профессорско-преподавательский состава нескольких региональных университетов России, Белоруссии, Казахстана, Киргызтана, Узбекистана и Украины. Некоторые из участников завершающегося проекта были отобраны для расширенного ознакомления с опытом стран Центральной Азии по результатам конкурса мини-эссе. Кроме Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, были представлены Саратовский государственный технический университет (И.Бабаян и И.Суркова), Казанский государственный медицинский университет (И.Кузнецова), Невский институт языка и культуры (И.Юкина) и Национальный университет Узбекистана (А.Абиджанов).

Во-вторых, у данной сессии была конкретная тематика, способствующая детальной проработке узкой проблемы: её программа была посвящена обсуждению вопросов социальной политики в сфере поддержки, реализации потребностей и обеспечения равными правами детей с ограниченными возможностями и людей с особыми нуждами. Фокус внимания, сосредоточенный на реалиях стран Центральной Азии с их особенностями и нюансами в традициях, особыми гендерными аспектами и ролями внутри семейной группы, развития инфраструктуры и ресурсах для реализации социальной политики, - которые не всегда очевидны даже экспертам в аналогичных вопросах на российском исследовательском поле, -позволил получить более полную картину и внес «добавленную стоимость» в обсуждения и критический анализ на протяжении всех пяти дней сессии.

В-третьих, для участия в сессии были приглашены не только исследователи-теоретики, но и общественники-практики, а также сами представители групп и организаций людей с особыми потребностями, что поспособствовало расширению опыта инклюзии (социального включения) и взаимодействия. Весь первый день сессии был посвящен «погружению в среду». Участники посетили две общественные организации: Ассоциацию родителей детей с ограниченными возможностями и Детский реабилитационный центр «Умут-Надежда». Обе организации поделились своим опытом становления и технологиями работы с особыми детьми, показали учебные и реабилитационные материалы, поделились достижениями. В частности, воспитанники ДРЦ «Умут-Надежда» организовали концертное выступление с участием группы брейк-данса «Тумар», чем наглядно продемонстрировали то, какие ресурсы и способности таит в себе человек, если о развитии заботятся с детства, не смотря на то, что называют «ограниченные возможности». Одной из участниц, делившихся своим непосредственным опытом преодоления барьеров со стороны общества, была модельер Укей Мураталиева, лидер НКО женщин с ограниченными возможностями «Назик Киз».

В-четвертых, отбор участников из стран Центральной Азии осуществлялся в рамках их предварительной совместной работы в режиме дистанционного образовательного курса, что позволило им создать продукт в виде аналитических обзоров, кейс-стади или учебных курсов, представленный в дальнейшем для рецензий и рекомендаций со стороны российских коллег, принявших участие в совместной дискуссии и сотворчестве. В течение второго дня сессии обе группы интенсивно работали над улучшением результирующего продукта. В частности, команда из Казахского государственного педагогического университета им. Абая (Г.Закаева и А.Искакова) разработала образовательный курс по инклюзивному образованию для педагогов дошкольных учреждений, а представители Американского университета в Центральной Азии подготовили и описание/изучение случая взаимодействия инвалидности и культуры (студентки Г.Эсеналиева и А.Абдраимова представляли случай Укей с ней в соавторстве), а так же силлабус (учебно-методический комплекс) курса по переосмыслению инвалидности (автор - зам. отдела исследований Центра политики социальной интеграции факультета психологии Н.Багдасарова). Любопытный результат работы представили представители Таджикистана (Дж.Курбанов и З.Курбанбекова), они подготовили и показали документальный фильм о переосмыслении инвалидности, который основывается на интервью с лидером общественной организации, рассматривающим и проблематизирующим вопросы инвалидности в нескольких измерениях общественного отношения на уровне своей страны.

Хотелось бы отметить, что в рамках сессии был организован просмотр и обсуждение сразу нескольких фильмов по теме, что является уже своеобразной традицией в кругу участников – развитие навыков использования визуальных методов исследовательской работы. Одна из лекций напрямую была посвящена вопросам работы с публикой посредством фильмов на тему инвалидности. В целом, теоретические части третьего и четвертого дней программы включали в себя такие лекционные части и направления анализа как: (ин)валидизация визуальных образов (Е.Ярская-Смирнова и П.Романов); нормализация инвалидности (Д.Завиржек, профессор факультета социальной работы университета Любляны, Словения); как работает политика в отношении семей с детьми-инвалидами (Ж.Чернова); «право на город» - инвалидность, исключение и (не)доступность среды (И.Кузнецова); терапия для людей с ограниченными возможностями с помощью животных (А.Милая); проекты инклюзивного образования в Центральной Азии – изучение случаев по странам (К.Лапхам, программа поддержки образования, Будапешт, Венгрия); инвалидность в новостях – лучшие практики журналистов постсоветских стран, а так же роль НКО в переосмыслении инвалидности (С.Филлипс, профессор департамента антропологии университета Индианы в Блюмингтоне, США); конструирование детской инвалидности в сообществе Кыргызтана (Р.Орозова, исследователь, координатор проекта по Центральной Азии и организатор сессии).

В завершающий день сессии была организована интерактивная работа по развитию потенциала дальнейшего сетевого и исследовательского сотрудничества, разработке идей для совместных междисциплинарных и международных проектов, затрагивающих широкий спектр направлений социальной политики и инклюзии разных исключенных социальных групп в полноценную жизнь своих обществ.