Эмоции и переживания в истории
Каждый человек, живущий в культуре, обладает огромным множеством эмоций и постоянно проходит через переживания. Но можно ли их восстановить? На семинаре Андрей Зорин попытался показать это на семинаре "Границы истории" на конкретном примере

Изучая и рассказывая историю, люди всё время вынуждены рассуждать о внутренней подоплеке поступков исторических персонажей, инкриминировать им те или иные мотивы. Но возможно ли познать чувства и переживания других? Если принять точку зрения, по которой мир переживаний находится глубоко внутри нас, приходится признать, что возможность адекватного понимания отсутствует. Однако, по словам Андрея Зорина, чувства могут быть найдены в культуре, которая выступает проводником между историческим персонажем и исследователем. Ведь сколько бы ни прошло лет, читатель все так же будет сопереживать, например, Наташе Ростовой или Сонечке Мармеладовой. Тут следует упомянуть о научном направлении «истории эмоций» (emotions history). Оно отталкивается от того, что за эмоцией, которая представляется многим естественной физиологической реакцией, стоит огромная культурный пласт. Так, голландские ученые Николас Фрид и Бахимос Квит составили специальную таблицу, согласно которой на эмоции и действия, вызванные ими, влияют регулятивные механизмы и личная вовлеченность. В культуре такими регулятивными механизмами являются тексты, таким образом, мы можем реконструировать внетекстуальную природу эмоций на основе текстуального анализа. Если же эмоции не выражены в тексте, то они стираются и исчезают, поэтому мы не имеем возможности их воссоздать.

Докладчик рассказал историю молодой дворянской девушки из знатного рода, которая в 1801 году ушла в монастырь. Это был удивительный случай, потрясший родных и знакомых: в то время монастырь считался приютом для немощных, овдовевших и нищих. Девушку звали Варвара Михайловна Соковнина. Многое о ней узнали из её дневника и переписки Андрея Ивановича Тургенева, который узнав ее историю, заочно в нее влюбился и даже посвятил ей перевод «Страданий юного Вертера» И. В. Гёте. Орловский краевед Г. М. Пясецкий занимался изучением этой истории, и основную информацию он черпал из ее автобиографии-исповеди. Эта рукопись была создана в 1821 году, то есть через 20 лет после ухода девушки в монастырь, когда Соковниной было предложено стать настоятельницей Монастыря. Всего она состоит из 36 страниц, 31 из которых посвящена причинам, побудившим девушку уйти в монастырь, а всего 5 страниц двадцати годам, проведенным там. Что же побудило молодую полную сил девушку посвятить себя Богу и стать монахиней?


В заключение семинара декан Факультета истории Александр Семенов отметил, что в рамках подобных встреч обозначается вопрос не только самого изучения, но и значения изучения культуры в целом, позиционирования дисциплины истории по отношению к культурным исследованиям.