• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы миграции в России и мире

19-20 октября в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ прошел междисциплинарный семинар «Проблемы миграции в России и мире», организованный участниками кадрового резерва.

Миграция является предметом исследования для многих дисциплин, и перед организаторами и участниками семинара стояла задача представить максимально широкий спектр подходов к изучению данного вопроса. Были освещены социологические, политологические, экономические, социолингвистические и психологические аспекты миграционных процессов.

Семинар открыл профессор, заведующий Научно-учебной лабораторией Социологии образования и науки (НУЛ СОН) Д. А. Александров с докладом об интеграции и ассимиляции мигрантов. Даниил Александрович подробно рассказал о социально-политических, психологических и культурных проблемах, связанных с интеграцией и ассимиляцией мигрантов в современном мире. В ходе доклада приводились различные модели интеграции и ассимиляции мигрантов. Так, довольно детально были рассмотрены отличия в подходе к миграции в США и Западной Европе. Говоря о современной России, Даниил Александрович развеял некоторые мифы о мигрантах, которые распространены в обществе.

За докладом последовала дискуссия о понятиях интеграции и ассимиляции в социологической и в психологической науках.

Доклад доцента кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ, старшего научного сотрудника НУЛ СОН В. В. Барановой был посвящен проблемам усвоения русского языка мигрантами. Результаты социолингвистического исследования, проведенного с использованием качественных и количественных методов, показали, что официальные каналы изучения русского языка до переезда в Россию почти не работают, а знание языка зависит от биографических обстоятельств мигранта.

В докладе доцента кафедры прикладной политологии Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ А. А. Балаяна рассматривались проблемы миграционной политики России и стран Европы. Докладчиком были раскрыты особенности социально-политических, религиозных, идеологических и экономических проблем, которые характерны для данных регионов. Были рассмотрены отличительные черты и особенности миграционной политики Европы и России. Говоря о глобализационных процессах, Александр Александрович отметил, что они способствуют изменению природы миграции в современном мире и могут привести к росту конфликтогенности и хаотизации.

Доклад младшего научного сотрудника Международной НУЛ социокультурных исследований Л.К. Григорян был посвящен роли мигрантов в экономике принимающих стран. В отличие от большинства исследований с подобной проблематикой, где анализируется страновой уровень, в представленном исследовании рассматривался уровень индивидуальности, а именно – анализировалась взаимосвязь индивидуальных установок по отношению к мигрантам и установки на экономическую самостоятельность. Результаты исследования показывают, что негативные установки по отношению к мигрантам ведут к большей выраженности установки на экономическую самостоятельность. Было сделано предположение, что данная связь объясняется восприятием отношений с мигрантами как конкурентных.

Открытая лекция профессора Матиаса Вингенса из Бременской международной школы социальных наук по постдипломному образованию на тему «The sociological Life Course Approach and Research on Migration and Integration», которая прошла в рамках семинара, вызвала долгую методологическую дискуссию. Профессор Михаэль Виндзио из Университета Бремена представил свое эмпирическое исследование на тему «Immigrant children and their parents. Is there an intergenerational embeddedness of social integration into social networks?», где вопросы интеграции мигрантов рассматривались через изучение социальных сетей. Обсуждение дизайна исследования и методов анализа данных вышло за рамки формального времени завершения первого дня семинара. Первый день работы семинара был весьма интенсивным и информативным.

Во второй день работы семинара результаты своих исследований представили старший научный сотрудник Международной НУЛ социокультурных исследований М. В. Ефремова и младший научный сотрудник З. Х. Лепшокова, а также доцент кафедры гуманитарных дисциплин Пермского кампуса НИУ ВШЭ Н.В. Шушкова.
В докладе Н.В. Шушковой анализировался публичный дискурс о миграции на примере Пермского края. Результаты анализа свидетельствуют о том, что внесение темы миграции в публичное обсуждение актуализирует социальную конфликтностьна разных уровнях локального сообщества.

В докладе З. Х. Лепшоковой рассматривалась проблема психологического благополучия мигрантов и принимающего населения. Исследование, в котором изучались взаимные установки мигрантов и принимающего общества, выявило определенные закономерности во взаимосвязях между стратегиями адаптации мигрантов, аккультурационными ожиданиями принимающего населения, и психологическим благополучием тех и других. Стратегия интеграции оказалась единственной аккультурационной стратегией, позитивно связанной со всеми компонентами психологического благополучия. Аналогично, психологическое благополучие принимающего населения позитивно связано только с установкой на мультикультурализм.

В докладе М. В. Ефремовой обсуждалось влияние гражданской и этнической идентичности мигрантов на процесс их адаптации в России. В исследовании выявлено, что лучшей адаптации трудовых инокультурных мигрантов способствует выраженность и позитивность гражданской идентичности, а также позитивность этнической идентичности.

Реакция слушателей была очень активной, и возникшая дискуссия вышла далеко за рамки представленных исследований. Студенты, участвующие в семинаре, предложили свои идеи по междисциплинарному исследованию проблемы интеграции мигрантов, и в завершение семинара участники дали обратную связь о формате и содержании семинара, которая была исключительно позитивной.

Участники семинара выразили большую заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве, с целью создания проекта междисциплинарного исследования проблем миграции, которое позволило бы использовать знания, накопленные в рамках различных дисциплин, для комплексного изучения этой сложной проблемы современности.