Частная жизнь Великой княгини
15 ноября перед студентами факультета истории выступила Рикке Хелмс директор Датского института культуры. Визит был приурочен показу документального фильма «Ольга – последняя великая княгиня» (2003 г.) датского режиссера Сони Вестерхольт
Тут совпало сразу несколько событий, во-первых, совсем недавно завершились недели Северных стран в Петербурге, год России в Дании, а в 2013 году приуроченная 400-летию дома Романовых в Копенгагене пройдет большая выставка, посвященная Марии Федоровне, супруге императора Александра III и датской принцессе Марии-Софии-Фредерике-Дагмар. Фильм, показанный студентам исторического факультета, рассказывал о судьбе ее дочери княгине Ольге Александровне.
Перед фильмом декан факультета истории Александр Семенов призвал своих студентов увидеть историю XX века через призму жизни частного человека. Эта перспектива во взгляде на век больших войн и идеологического противостояния часто теряется из виду историками. Созданный режиссером Соней Вестерхольт документальный фильм прекрасно восполняет этот дефицит в нашем понимании истории XX века. В своем комментарии Александр Семенов подчеркнул две актуальные линии прочтения увиденного фильма. Во-первых, это взгляд на космополитическую Европу до Первой мировой войны. Различные части этой Европы, включавшие в себя Российскую империю, были тесно связаны между собой узами династического брака. Этот исторический кадр позволяет нам лучше понять современное время глобализации и, можно сказать, возвращения космополитизма.
Вторую актуальную линию прочтения показанного фильма можно назвать урок истории для закрытых и негибких политических режимов: «В фильме вы увидите, что Ольга Александровна тяготится придворной жизнью, это действительно так, другие источники подтверждают мнение автора. Усталость правящего класса, вырождение «этоса правления» в то время характеризовало политическое положение в Российской империи. Нам известно, что сам император Николай II питал недоверие к бюрократической государственной машине, чем создавал дополнительные трудности для функционирования режима до и после революции 1905 года. Такая динамика характерна для многих династических режимов, но в западной Европе решили эту проблему, введя конституционный строй и систему обновления правщего класса. Российская империя оставалась до 1906 абсолютной монархией. Глядя на дневниковые записи Ольги Александровны, представленные в фильме, мы с расстояния вытянутой руки можем наблюдать и анализировать большие и сложные вопросы политической истории». Рикке Хелмс добавила, что это история очаровательной, интеллигентной и одаренной женщины.
Пересказывать фильм, посвященный судьбе конкретного человека, - дело неблагодарное. Кто не смог присутствовать на кинопоказе, сможет увидеть фильм на рутубе. Удивительной стала разноплановость восприятия фильма студентами. Кто-то увидел большую трагедию, кто-то трогательную историю любви. Рикке Хелмс рассказала, как ее поразила позиция правительства Дании, способствовавшая поспешному бегству семьи Ольги Александровны в Канаду после 1945 года. Датчане под давлением советских оккупационных властей в Европе всерьез рассматривали возможность возвращение княгини на историческую родину: «Как мы могли поступать так? Ведь мы демократичная страна!».