• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Питерской Вышке проверили российское кино на гендерную предвзятость

Ксения Ленонтьева из Лаборатории социальной и когнитивной информатики Питерской Вышки изучила гендерную предвзятость в российском кино. Эта тема пока мало изучена, исследование проведено, чтобы оценить ситуацию. Выяснилось, что российские зрители не воспринимают сильных героинь отрицательно. Однако больше трети фильмов не соответствуют критериям равноправия. Подробнее об исследовании — в материале IQ.

«Кококо», реж. Авдотья Смирнова, 2012 год

«Кококо», реж. Авдотья Смирнова, 2012 год

Сначала коротко

Ситуация: Кто чаще снимается в кино и создаёт его — мужчины или женщины? Кому из них достаётся больше главных ролей и времени в кадре? Как от этого зависит экономика фильмов? Ответы на вопросы даёт гендерная статистика, она же помогает увидеть масштабы неравноправия в отрасли.

На деле: В последние годы в разных странах сбор статистики стал обязательным для институтов киноиндустрии и соответствующих официальных структур. Соблюдать равенство гендеров обязуются мировые кинофестивали. А сценарии, претендующие на поддержку из бюджетов, в ряде государств проверяют на гендерную предвзятость.

Теперь подробнее

В России такого нет, и сама тема изучена мало. Для анализа до недавнего времени отсутствовала системная база данных по выпущенным в прокат отечественным фильмам. Улучшить ситуацию призван проект Высшей школы экономики и Санкт-Петербургского института кино и телевидения (СПбГИКиТ), результаты которого его автор, сотрудница Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Ксения Леонтьева, представила на XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции.

 

Используя информацию по всем ключевым участникам российского кинопроизводства 2009–2019 годов, исследовательница оценила:

 гендерный дисбаланс в съемочных группах;

 представленность на экранах женщин;

 зависимость популярности фильмов от стереотипности женских персонажей (становится ли фильм привлекательнее, если женщины в нем показаны менее шаблонно);

 связь между успехом фильма и гендерной предвзятостью по отношению к героиням.

О чём речь?

Гендерную предвзятость (предпочтение одного пола другому) в кино чаще всего проверяют с помощью теста Бекдел-Уоллес. Чтобы его пройти, то есть не быть обвинённой в сексизме, картина должна соответствовать трём критериям: наличие в ней минимум двух женщин, их разговоров между собой, причем не только о мужчинах.

Тест «вырос» из комикса The Rule («Правило»), нарисованного в 1985 году американской художницей Элисон Бекдел по идее её подруги Лиз Уоллес. Через диалог персонажей комикс шутливо намекал на то, что в кино мало внимания уделяется женщинам.

С тестом справляются далеко не все. По данным ВВС (2018 год), его прошёл лишь 51% фильмов, получивших Премию «Оскар» с 1929 года. Из 9,3 тысяч кинолент, проверенных порталом bechdeltest.com, «забраковано» 11%, а всем трём тестовым параметрам отвечают около 56%.

Дисбаланс в равноправии остаётся, несмотря на желание и усилия его выправить. Так, на фестивале в Каннах в 2016-м Шведский институт кино запустил кампанию 5050x2020. Её задачу — достичь к 2020 году паритета между мужчинами и женщинами — подхватили страны и кинофорумы, в том числе и сам Каннский. В 2019-м на нём впервые подсчитали организаторов и участников по признаку пола. Получилось, что из 69 фильмов официальной программы женщины сняли всего 19 (27,5%). К сегодняшнему дню паритет стал ещё призрачнее: в Каннах-2022 процент снизился до 18,4 (9 из 49) картин, а за всю более чем 70-летнюю историю фестиваля показатель не превысил 5% (82 из 1688).

Как изучали?

Исследовательница собрала и проанализировала данные о 1306 кинолентах, произведенных в России и вышедших в прокат в 2009–2019 годах. Гендерная репрезентация героев была изучена на примерах 243 фильмов. Ксения Леонтьева сформулировала и проверила с помощью метода линейного регрессионного анализа четыре гипотезы:

  1. Мужчины доминируют среди ключевых фигур в российском кино.
  2. Мужчины имеют доступ к большим бюджетам.
  3. Чем существеннее доля женщин в составе ключевых создателей фильма, тем менее стереотипно представлены героини в кадре.
  4. Чем выше результат теста Бекдел-Уоллес, тем выше посещаемость фильма.

Что получили?

Тест Бекдел-Уоллес прошло большинство (61%) из 243 картин. Две женщины в каждой из них есть и ведут диалоги, не зацикленные на мужчинах, практиках красоты, детях, доме, других женщинах. Однако, отмечает автор работы, доля разговоров на отвлеченные темы очень маленькая — в 165 картинах из 243 не превышает 5%.

Связь между прохождением теста и долей мужчин в команде фильма оказалась отрицательной. То есть чем мужчин больше, тем меньше вероятность гендерной непредвзятости и выше — «трафаретного» взгляда на героинь.

 

Доступ к большим бюджетам в России не женская привилегия. В то же время от бюджета, вместе с усилиями дистрибуторов и типом киноленты (фестивальная или массовая), зависят кассовые сборы.

А вот зависимости популярности картины от стереотипности женских образов нет. «Гендерная предвзятость по отношению к ним не связана с успехом фильма, а значит, российский зритель не воспринимает сильных героинь отрицательно», — комментирует Ксения Леонтьева. На российском материале это доказано впервые.

 

И наконец, ожидаемо — как и во всем мире, кино в России создают преимущественно мужчины. Их существенно больше в целом в съемочных группах и в отдельных профессиях — сценаристов, продюсеров, режиссеров. Среди последних женщин меньше всего — 17%.

Для чего это нужно?

Для понимания и оценки проблемы. В новом совместном исследовании НИУ ВШЭ и СПбГИКиТ она впервые рассмотрена на специально собранной масштабной базе российских данных и так же впервые «подготовлен большой корпус отечественных фильмов с анализом гендерной репрезентации персонажей в кадре».
 

IQ
 

Автор исследования:
Ксения Леонтьева, кандидат экономических наук, стажер-исследователь Лаборатории социальной и когнитивной информатики Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ, доцент кафедры продюсирования Санкт-Петербургского института кино и телевидения