Ксения Марданова: «Сотрудничество бизнеса и университета — для нас double match»
Компания Ozon стала партнером новой образовательной онлайн-программы бакалавриата НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Цифровые платформы и логистика». Руководитель программ стажировок Ozon Ксения Марданова рассказала об особенностях стратегического партнерства и актуальных компетенциях, востребованных в e-commerce.
— Развитие партнерств является для кампуса одним из приоритетов развития. Как вам кажется, сотрудничество университета и бизнеса оценивается равнозначно обеими сторонами? Какие вы видите плюсы для бизнеса?
— Любой бизнес страдает от кадрового голода. Рынок труда развивается намного быстрее, чем дающие фундаментальное базовое образование вузы могут под него подстроиться, и зачастую очень умные ребята — выпускники очень хороших университетов не имеют каких-то базовых компетенций, которые нужны бизнесу. Поэтому последние лет десять университеты и бизнес постоянно ищут точки пересечения и взаимодействия.
Мы тоже стремимся достигнуть соответствия между потребностями и запросами компании Ozon и уровнем подготовки выпускников. Как для быстрорастущего бизнеса для нас особенно важно, чтобы компетентные ребята приходили к нам в максимально короткие сроки, так что сотрудничество бизнеса и университета — для нас double match. С одной стороны, мы смотрим на студентов как на будущих коллег, способных пополнить нашу команду. С другой стороны, мы считаем, что действительно вносим существенный вклад в сокращение образовательного разрыва и готовим специалистов под конкретные бизнес-задачи для реального сектора экономики.
— Образовательное партнерство для Ozon — больше точка роста или, скорее, социальная ответственность?
— Для компании первичная задача — это развитие бизнеса, финансовые показатели, рост доходности и т. д. Социальная ответственность бизнеса — скорее надстройка, но это важная надстройка, без которой не будут «лететь» бизнес-процессы. К нам поступает довольно много партнерских предложений, которые фильтруются по ряду причин, и в первую очередь потому, что ресурс компании небезграничен. Интересны масштабные, сфокусированные проекты, потому что в перспективе они имеют больший impact. Когда компанию пригласили войти в программу «Цифровые платформы и логистика», у нас было условие реального участия: хотелось быть не просто внешним контуром, «логотипом» программы, а быть внутри нее.
— Какие механизмы могут это обеспечить? Что предполагает статус стратегического партнера?
— Компания выступает экспертом-консультантом для насыщения образовательной программы теми навыками и компетенциями, которые, на наш взгляд, необходимы для развития в цифровом бизнесе. Мы готовы делиться своим опытом и экспертизой, привлекать коллег из бизнеса, предлагать конкретные кейсы и разборы сложных ситуаций. В плане отработки получаемых знаний мы предлагаем различные опции, от стажировок до реализации исследовательских проектов в интересах компании.
— Можно ли говорить о серии образовательных партнерств компании, или же Ozon как логистическая платформа ориентирован на профильную специальность логиста?
— Хочу подчеркнуть, что наша компания многопрофильная, поэтому мы заинтересованы во многих направлениях подготовки и не концентрируемся исключительно на логистах. Мы нуждаемся в сильных аналитиках, специалистах в сфере коммерции и ИТ, а также других областей. В каждом из этих блоков у нас есть активности и партнерства с различными университетами, есть свой собственный образовательный проект в области анализа данных Ozon Masters и другие точки пересечения с образовательной средой. Ozon широко смотрит на партнерства.
— На ваш взгляд, хорошего специалиста легче вырастить или схантить?
— Это хороший вопрос. Может быть по-разному, но мы выбрали путь растить, а не хантить (от англ. to hunt — охотиться. — Прим. ред.), потому что считаем, что наши стажеры и молодые специалисты — это наши инвестиции, мы много в них вкладываем. У любого специалиста, которого хантят с рынка, есть свой бэкграунд и своя экспертиза, не всегда применимые у нас, поэтому нам лучше, выгоднее, удобнее воспитать человека в своей среде под свои задачи.
— Что такое «хороший специалист» сегодня? Каким набором компетенций он должен обладать? Нужен ли непременно опыт работы?
— Отсутствие или наличие опыта работы не является определяющим фактором для Ozon, но отсутствие любого опыта — не важно, какого: трудового, исследовательского, проектного, опыта участия в кейс-чемпионатах — скорее минус. В компании сложный, многосоставной отбор, и мы больше смотрим на потенциал человека. Есть комплекс критериев, по которым мы отбираем. Во-первых, это определенный для каждой сферы деятельности набор hard skills, плюс практически на все позиции от коммерции до ИТ должно быть очень хорошее знание Excel — не просто умение работать, но также использование дополнительных возможностей, макросов и формул. Кроме того, больше 80 % наших ребят знают SQL. Все это входит в базовый минимум, который необходим, чтобы претендовать на позиции в компании. Что касается soft skills, то важные для нас факторы — это бизнес-кругозор и бизнес-мышление, которые мы призываем всячески развивать, плюс умение работать в команде, стрессоустойчивость, многозадачность и презентационные навыки.
Часто ребята, приходя в компанию на стажировку, в сопроводительном письме пишут два пункта: «мы знаем, что компания вышла на IPO» и «у меня в доме есть пункт выдачи заказов». А мы не просто интернет-магазин, а действительно крупный e-commerce игрок. Сейчас в компании идет выстраивание экосистемы ряда продуктов, и в этом контексте очень важно, чтобы люди, приходящие в команду, понимали бы специфику деятельности, хотели бы работать на результат и вместе мы бы становились бы лучше с каждым днем.
— Что такое бизнес-кругозор, как его развить?
— Это некая насмотренность, понимание логики бизнес-процессов, которое можно приобрести в ходе практической деятельности. Ребята, которые приходят к нам на стажировку, попадают в реальные задачи — не просто перекладывают бумажки, а получают конкретные вопросы, требующие решения. Есть много примеров, когда те, кто пришли стажерами, потом возглавили большие проекты, ставшие отдельными юнитами внутри компании. В ходе такой деятельности стажеры начинают хорошо понимать бизнес с его реальными задачами, у них появляется насмотренность. Это и для компании хорошо, чтобы взгляд специалистов не замыливался. Для нас стажер — это, в том числе, новое видение наших процессов со стороны.
— На что могут рассчитывать выпускники университета, претендующие на работу в Ozon? Каков спектр вакансий?
— Как я сказала, у студентов есть возможность прийти к нам стажерами, чтобы по завершении обучения получить возможность влиться в команду полноценными специалистами. Выпускник университета, как правило, приходит на позицию junior (младший специалист).
— Как полагаете, можно ли сегодня сохранять верность одной компании и развиваться внутри нее без опасений утратить актуальность навыков и компетенций?
— Сложно в сегодняшнем быстро меняющемся мире представить ситуацию, что пришедший в компанию выпускник университета уйдет из нее на пенсию. Конечно, внутри компании мы даем все возможности, чтобы человек развивал свои навыки — не только профессиональные, но также и коммуникационные. Есть программы обучения и повышения квалификации, направленные на развитие компетенций сотрудников разных уровней, в том числе стажеров. Я знаю коллег, которые работают в компании много лет, некоторые даже с момента ее основания в 1998 году, но понятно, что молодым людям интересно развитие в разных областях. Когда они принимают решение уйти, нам тяжело их отпускать, но у нас нет иллюзий на этот счет — у молодого поколения совершенно иной взгляд на мир, свои жизненные приоритеты.
Совет Ксении Мардановой абитуриентам, планирующим поступать на программу «Цифровые платформы и логистика»
Прежде чем поступать, попробуйте понять, как вы видите свое развитие. Сформулируйте список целей, которых хотите достичь в ходе обучения. Мне кажется, что именно такой осознанный подход будет наиболее эффективным и результативным, потому что позволит лучше выстроить свою образовательную и карьерную стратегию.
Верьте в свои силы и не бойтесь пробовать новое! Нужно иметь некоторую смелость, чтобы поступать на открывающуюся программу, но любой выход из зоны комфорта — это рост, а рост явно будет трендом ближайших лет.
Интервью с академическим руководителем образовательной программы бакалавриата «Цифровые платформы и логистика» Константином Нефедовым читайте здесь.
Информация о поступлении на программу находится в разделе для абитуриентов бакалавриата, а также на странице программы в разделе «Траектории поступления».