• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как технологические тренды влияют на образование? Объясняет Сергей Марданов

19–20 февраля в Питерской Вышке в онлайн-формате прошла Зимняя школа — серия мероприятий для абитуриентов магистратуры. Во второй день прошли открытые лекции от преподавателей и представителей бизнеса. Пересказываем основные тезисы из выступления Сергея Марданова, директора по связям с вузами VK, заместителя генерального директора СП «Цифровое образование», платформа «Сферум».

Как технологические тренды влияют на образование? Объясняет Сергей Марданов

Фото из личного архива Сергея Марданова

Искусственный интеллект и машинное обучение 

Машинное обучение и искусственный интеллект хороши тем, что с их помощью можно обработать большой объем данных. Эти технологии проникают в разные сферы бизнеса — от IT и финтеха до образования. 

Нейросети и машинное обучение можно использовать для предиктивной аналитики — предугадывать интересы и поведение пользователей. На основании полученных данных можно сформировать индивидуальное обучение для каждого. Можно также учесть опыт других пользователей и подсказывать новым, какой образовательный трек им выбрать.

Учителя могут быстрее проверять домашние задания с помощью нейросетей. Ведь сейчас искусственный интеллект может читать даже рукописный текст. Особенно полезно это для ЕГЭ, когда преподавателям нужно проверить много работ за короткий промежуток времени.

Школьникам в учебе может пригодиться голосовой помощник — например, в экосистеме VK есть голосовой помощник «Маруся». Когда школьники задают вопросы умной колонке, то учатся четче формулировать свои просьбы. Причем дети тренируются не только осмыслять вопрос, но и правильно его выговаривать. Ребенку нужно максимально четко произнести свой запрос, чтобы устройство его однозначно поняло. То есть, голосовые помощники помогают детям развивать речь и дикцию, с ними можно научится считать и запоминать учебный материал.

Нейроинтерфейсы

Такие технологии полезны прежде всего для обучения и самообучения людей с инвалидностью

Они также помогают ученым отслеживать и изучать когнитивные процессы мозга. То есть ученые надевают человеку на голову прибор и смотрят, как работает мозг во время учебы. Какая реакция на видео, что помогает лучше запоминать информацию. Многие ученые думают, как сделать образовательный процесс более эффективным. Им хочется видеть реальную реакцию мозга во время обучения, а не опираться на результаты оценивания курсов.

Дополняющие технологии

Гаджеты с дополненной или виртуальной реальностью повышают мотивацию к учебе. С помощью таких технологий можно видоизменить пространство класса и переместить учеников, например, на другую планету.

В разработке находятся  технологии, которые позволят дополнительно ощущать то, о чем рассказывает лектор: твердость или мягкость материала, запахи, вкусы. Это может помочь при рассказе о какой-то химической реакции. Учащиеся будут знать не только результат, но и то, какой специфический запах ее сопровождает. А значит, при случае смогут отличить этот запах и на производстве.

Сам учебный процесс все чаще начинает напоминать игру. Так, например, работают сервисы, где можно не только получать знания, но и общаться и соревноваться друг с другом. Причем в игру можно превратить любой процесс, даже вручение дипломов. Так в начале пандемии коронавируса летом 2020 года VK перенес этот процесс в игру «Аллоды Онлайн» для Воронежского государственного университета. А у Вышки есть своя площадка в Minecraft: студенты всегда могут ее посещать, несмотря на пандемию COVID-19.

Геймификация делает образование более интерактивным и безопасным. Например, можно отрабатывать правила техники безопасности в лаборатории прямо из дома.

Видеотехнологии

Видео становится все более качественным, разрешение обычных роликов в сети дошло до 4K. Однако видео в хорошем качестве слишком тяжелые, их невозможно смотреть онлайн. Есть технологии, которые сжимают, передают и восстанавливают качество ролика вплоть до 4К уже внутри устройства. Это делает и образовательный контент более доступным, потому что не нужно тратить время на скачивание.

Нейросети умеют распознавать изображение и контекст видео. Благодаря этому создателям контента проще понимать, какой информации для ролика не хватает и какими вставками его дополнить.

Субтитры тоже стали умными. Видеосервисы уже давно автоматически переводят речь в ролике в субтитры, но теперь они умеют еще больше. Они подсказывают конкретные незнакомые слова на нужный язык или переводят части предложения.

Но самый главный тренд — после пандемии образование все больше становится гибридным. Он удобнее, особенно когда кто-то из школьников или студентов болеет. В Вышке такой формат тоже используется: есть межкампусные дисциплины, на которых студенты Питерской Вышки учатся у московских преподавателей.

Цифровой контент

Раньше учителя тратили много времени на то, чтобы придумывать задания для тестов и контрольных. Сейчас это могут сделать роботы. Они генерируют задачи, ответов к которым не будет в ГДЗ.

Некоторые преподаватели школ и вузов не очень хорошо знают английский язык. Но это не значит, что они не обладают важными знаниями. Можно записать выступление педагога на русском языке, и ролик автоматически перезапишется на иностранном языке.

Кибербезопасность

Нужно изучать, как защищать персональные данные и не оставлять цифровые следы как можно раньше. В школах сейчас нет отдельной дисциплины, где ребята могли бы познакомиться со всеми основами кибербезопасности. Основы цифровой культуры россияне начинают изучать только в университете.

VK — стратегический партнер бакалаврской программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике». 19 марта в 16:00 состоится ее День открытых дверей. На этом мероприятии можно будет узнать о деталях программы, пообщаться с ее руководителем, а также с представителем VK. Для участия необходимо зарегистрироваться.