• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ вошла в число лидеров по 8 предметам рейтинга публикационной активности АЦ «Эксперт»

ВШЭ вошла в число лидеров по 8 предметам рейтинга публикационной активности АЦ «Эксперт»

© Высшая школа экономики

Высшая школа экономики вошла в топ-3 российских университетов по 7 предметным областям и одному более узкому срезу рейтинга АЦ «Эксперт». Всего ВШЭ входит в 18 предметных областей и узких срезов, улучшив свои позиции по пяти направлениям и впервые войдя в предметную область по химии.

Рейтинг оценивает российские университеты исключительно по наукометрическим показателям, не учитывая оценочные и опросные показатели. ВШЭ впервые заняла 1 место в области гуманитарных наук, при этом продолжает быть лучшей в менеджменте, экономике, математике, социальных науках. Также ВШЭ занимает 2-3 место в компьютерных науках и 1-2 место в срезе по искусственному интеллекту, 3 место по медицине и улучшила результат в области наук о земле и наук о жизни, заняв 9 место, такое же место университет занял в срезе по биохимии. ВШЭ впервые вошла в предметную область по химии (23 место), улучшила свои позиции по энергетике (15-16 место) и входит в рейтинг по инженерным наукам (14 место), экологии (11 место), материаловедению (24 место), физике (12-13 место) и срезу возобновляемая энергетика (17-18 место).

Ирина Карелина, старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ

Ирина Карелина, старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ

Новый вектор развития университетов определен правилами программы Приоритет 2030 – повышение роли университетов в региональном развитии и технологической трансформации экономики. Не случайно в программе задан входной параметр: не менее 5% доходов вуза должны быть обеспечены научными исследованиями и разработками. Базовая постановка задачи для обеспечения этого индикатора находится, как правило, в узкой предметной области, но решение придется искать на стыке научных направлений. Для этого нам предстоит задействовать сетевые формы взаимодействия — научные, профессиональные, технологические коллаборации.

Тренд на развитие таких коллабораций в глобальной системе образования наметился к началу 2000-х. В российской академической среде мы уже видим активное внимание к научно-образовательным центрам, научно-методические центры мирового уровня, лабораториям под руководством и с участием  ученых из других университетов. В программе Приоритет 2030 коллаборации выступают одним из значимых элементов. Вероятно, в ближайшем будущем потребуется оценка эффективности таких коллабораций по объективным параметрам.

В этом году методология рейтинга претерпела некоторые изменения. Расчет рейтинга осуществляется за счет на основе четырех смысловых блоков: «Качество роста», «Востребованность», «Масштаб» и «Превосходство». В расчетах первых трех составители рейтинга отказались от учета конференционных статей в расчете показателей, кроме компьютерных наук и искусственного интеллекта. Новый блок «Превосходство» включил в себя комбинацию показателей, похожих на те, которые измеряются в первых трех блоках. Все расчеты выполняются по публикациям, вошедшим в первый квартиль Scopus и WoS (в гуманитарных вместо квартиля WoS использовалось вхождение в индекс AHCI). Первый показатель, «Объем публикаций Q1», демонстрирующий масштабность деятельности по высококачественным статьям, считается как общее число статей по данному предмету. Второй показатель, «Средняя цитируемость статей Q1», оценивает видимость, востребованность статей на российском и мировом научном поле. И наконец, последний показатель, «Представленность в подобластях Q1», оценивает возможность университета публиковать статьи по широкому кругу тем внутри предметной области.