«Для выпускников главное — это выйти из зоны комфорта»
Аделина Ишмуратова – выпускница программы «Бизнес и политика в современной Азии», защитившая диплом на тему организации экспорта в КНР. В настоящее время у Аделины есть опыт работы в сфере привлечения инвестиций в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Алабуга» (Республика Татарстан), а также в Агентстве инвестиционного развития Московской области. В интервью она делится впечатлениями о работе в ОЭЗ и рекомендациями о построении своего карьерного пути.
– Аделина, что вдохновило вас выбрать магистерскую программу «Бизнес и политика в современной Азии» (на тот момент «Государство, общество и экономическое развитие в современной Азии»)?
– Бакалавриат я оканчивала в СПбГУ по специальности «Реклама и связи с общественностью». Но уже тогда мне был интересен Китай, поэтому со второго курса я пошла в институт Конфуция учить китайский язык – считала это хорошей инвестицией в себя и способом формирования собственного УТП (уникального торгового предложения). На четвертом курсе, когда была сфокусирована на дипломной работе, я пыталась как-то интегрировать два ключевых для меня на тот момент интереса и писала о пиар-инструментах, которые позволили бы привлечь китайские инвестиции для реализации проектов в России. Уже тогда я работала в сфере организации форума «Бизнес с Китаем».
На момент окончания бакалавриата у меня не было четко сформированного ответа, какая именно магистерская программа в России мне поможет с усилением компетенций. В связи с этим, я подала заявку на грант и уехала на год в Пекин для изучения китайского языка. Это был некий «gap year», который помог мне осознать, как и куда двигаться дальше. В ходе дальнейшего изучения магистерских программ российских вузов мне очень понравилось предложение питерского кампуса ВШЭ о таком вот симбиозе интересующих меня сфер. Программа на тот момент только запускалась и, стала тем, что я всегда пыталась найти.
– Во время учебы в магистратуре какие дисциплины или проекты оказались наиболее полезными для дальнейшего построения карьерного пути?
– Не могу не отметить курс по международным инвестициям, который напрямую связан с моей текущей профессиональной деятельностью. В целом мне больше запомнился экономический блок, в частности, лекции моего научного руководителя Ивана Дмитриевича Котлярова, где мы изучали экономическую интеграцию, финансовые институты, международные организации, историческое формирование валюты. Также очень интересными были курсы по выбору. Очень полезными были лекции Светланы Валентиновны Кривохиж по культурной идентичности, мягкой силе и устройству политической системы Китая, которые не только помогли мне многое для себя структурировать в данной области, но и заставили поразмышлять, задаться дополнительными вопросами – для меня это вообще один из ключевых критериев. И конечно, не могу не выделить курс по «Методологии современных исследований в востоковедении» – курс, который хоть и многим тяжело давался, но является максимально прикладным предметом.
– Ваша магистерская диссертация носила прикладной характер (тема «Организации экспорта российской продукции в Китай через платформы трансграничной онлайн-торговли (на примере Librederm)»). Не могли бы вы рассказать о выводах, к которым вы пришли в своем исследовании?
– На тот момент я работала в команде, которая буквально пошагово организовывала этот кейс. И ключевой вывод состоит в том, что несмотря на сложность и мало понятность для российских компаний, при желании этот процесс осуществим – у российской продукции есть шанс завоевать китайского потребителя. Но для этого необходимо вкладывать достаточно энергии и ресурсов: как денежных, так и человеческих. Больно было осознавать тот факт, что в России очень много хороших и талантливых производителей, но порой их основным препятствиями становятся незнание особенностей китайского менталитета, экономия на переводчиках, отсутствие комплексного подхода. Однако все это возможно оптимизировать: как раз платформы трансграничной онлайн-торговли – это такой инструмент, который может помочь российским компаниям протестировать, как китайский потребитель воспринимает их продукт, что нужно изменить, как с ним взаимодействовать. Здесь важно понимать, что количество пользователей трансграничных онлайн-платформ – это не охват всего китайского рынка, а Tmall Global – лишь малая доля Tmall, подходящая, однако, для первых шагов в экспортной деятельности.
– Поделитесь, пожалуйста, своим опытом на рынке труда после окончания ВШЭ? Сложно ли вам было найти работу?
– Я работала с четвертого курса бакалавриата, всегда пыталась находить возможности для реализации своего потенциала. А вернувшись из Китая, я уже имела более комплексное представление о сферах, которые мне интересны. Изначально я устроилась в клинику традиционной китайской медицины в качестве ассистента руководителя. Именно в тот период меня заметили и пригласили на проект, связанный с кейсом Librederm, который и послужил основой для моей дипломной работы. Реализовав его, я осознала, что мне хочется чего-то более масштабного. Именно так в моей жизни после двух месяцев постоянного мониторинга появилась ОЭЗ «Алабуга». Передо мной встал непростой выбор, роль в котором играли два фактора: переезд в Татарстан и ощущение, что в такую крупную компанию сразу после выпуска не пройти. Но я все-таки вышла из зоны комфорта и решила попробовать. «Алабуга» – это действительно уникальное место, где еще вчерашний студент может себя по-настоящему реализовать: вам не боятся доверять проекты, возлагать ответственность – это учит не бояться принимать решения и отвечать за них.
– На ваш взгляд, какие компетенции стали решающими при вашем успешном отборе в штат сотрудников ОЭЗ «Алабуга»?
– С точки зрения корпоративной культуры, в «Алабуге» есть собственное представление о необходимых компетенциях: выход из зоны комфорта по общению, выход из зоны комфорта по аналитике, вера в дело, умение идти до конца, стремление к большему. «Алабуга» во вчерашних студентах воспитывает настойчивость, заинтересованность и готовность взять на себя ответственность, умение работать в команде и быть лидером. Наличие и готовность прокачивать эти качества нужно продемонстрировать как в ходе общения с HR и будущими руководителями, так и во время выполнения аналитического задания. Позднее, уже будучи частью штата, я занималась собеседованием соискателей на проекты нашего отдела и могла проследить процесс найма с позиции работодателя. Отмечу, что больше всего расстраивает отсутствие мотивации у кандидатов и их неспособность или нежелание показать свои сильные стороны и заинтересованность в получении опыта, стремление работать именно в данной компании.
– Оглядываясь на свой студенческий опыт сейчас, на что стоило обратить внимание в период обучения для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве?
– Я бы еще больше участвовала в разных мероприятиях, стажировках, кооперировалась с другими студентами для запуска своих проектов. Менеджерский опыт можно получить, реализуя проекты на уровне университета. И на самом деле, мне очень приятно видеть, что в ВШЭ это очень развито: и преподаватели, и руководство университета, и административный персонал всегда готовы идти навстречу студентам и помогать в реализации их собственных проектов. Ну и конечно, очень важно не сдаваться: чем больше попыток вы предпринимаете, тем вероятнее ваш успех.
– В этом году ОЭЗ «Алабуга» стала партнером НИУ ВШЭ. Как вы считаете, какие совместные проекты мы могли бы реализовать вместе?
– Прежде всего, особая экономическая зона развивает кадровый потенциал. С точки зрения ВШЭ, это возможность прохождения практики, а также участие в лидерских программах, проводимых на ежегодной основе. Такие программы включают в себя недельные тренинги, компьютерные симуляторы, создание и презентацию своих проектов перед руководством ОЭЗ, получение отзывов, а порой и сразу приглашений на работу. Более того, можно говорить и о коллаборации в области исследований, ведь в Алабуге есть проектный офис, который разрабатывает собственные проекты, как в сфере производства, так и с точки зрения аналитики и проработки механизмов, которые могли бы стимулировать экономику. Толковые люди всегда нужны, а замотивированные нужны еще больше.
– Кому бы вы посоветовали пройти практику в ОЭЗ «Алабуга»?
– Как человек отдавший в «Алабуге» сердце Управлению по привлечению инвестиций, я со всей искренностью рекомендую это направление. Данная область, в первую очередь, подойдет про-активным студентам, которые хотят работать в международной сфере, потому что работа в «Алабуге» подразумевает очень много общения с иностранными компаниями, командировок, выставок, мероприятий, проработки проектов, общения с инвесторами. Кроме того, я бы могла порекомендовать это направление студентам, которым интересны финансы: это возможность погрузиться в реальные проекты, изучить их бизнес-модели и финансовые показатели. Также в структуре Управления есть отдел маркетинга и PR – для тех, кому нравится писать тексты, организовывать мероприятия, снимать ролики, готовить креативы, работать со СМИ и госорганами. Но «Алабуга» не ограничивается лишь привлечением инвестиций, существуют юридическое направление, коммерческий отдел, направление по взаимодействию с уже действующими резидентами, служба эксплуатации, проектный офис. «Алабуга» – это огромный механизм, где в каждом департаменте есть своя специфика, но это всегда амбициозно, а те ключевые характеристики успешного кандидата – ответственного лидера, готового выходить из зоны комфорта и работать на результат, остаются необходимыми для всех, кто хочет работать в компании.
– Аделина, мы знаем, что в этом месяце у вас произошли карьерные изменения. Не могли бы вы рассказать, где работаете в данный момент. Чем занимается ваша организация и какую должность вы занимаете?
– Буквально в этом месяце из ОЭЗ «Алабуга» я перешла работать в Агентство инвестиционного развития Московской области - организацию, подведомственную Министерству инвестиций, промышленности и науки Московской области. Однако функционал очень схож с тем, чем я занималась в «Алабуге»: он включает привлечение инвестиций, проработку проектов по локализации производства. Только в Агентстве круг моих задач гораздо шире: в «Алабуге» я занималась проектами в рамках одной определенной экономической зоны, здесь же – регионом в целом. Для понимания: на территории Московской области функционируют четыре ОЭЗ и свыше пятисот промышленных площадок и индустриальных парков, как частных, так и государственных, и со всеми ними мы работаем. Кроме этого, мы также помогаем компаниям в получении налоговых льгот, субсидий и различных мер поддержек, а также во взаимодействии с фондами.
Но если говорить об особых экономических зонах, я люблю приводить в пример Китай: механизм особых экономических зон в свое время очень помог ему развиться. За счет создания специальных площадок с преференциальным режимом и недорогой рабочей силы многие крупные иностранные предприятия предпочитали размещать там свои производства. Развитие экономических зон в России началось с 2005 г., и «Алабуга» была одной из первых. Всего за несколько лет была создана инфраструктура мирового уровня, предприятиям предоставляются налоговые и таможенные льготы, помимо этого, сейчас «Алабуга» также является передовой площадкой в области подготовки кадров для будущих и действующих резидентов. Моя же задача заключалась в том, чтобы на территории особой экономической зоны становилось больше производств, резидентов, чтобы развивалась промышленность, чтобы мы бы не импортировали какую-либо готовую продукцию в Россию, а локализовали ее производство здесь.