• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высшая школа экономики стала одним из лидеров рейтинга российских предпринимательских университетов

Высшая школа экономики стала одним из лидеров рейтинга российских предпринимательских университетов

© Высшая школа экономики

В публикуемом Аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 46 вузов России, из них 18 – участники проекта 5-100. ВШЭ в этом году вместе с МГУ и СПбГУ разделила 2-4 позиции, а 1 место занял МФТИ. Основной упор в методологии рейтинга сделан на стартапах, основанных выпускниками вузов; на числе выпускников-основателей этих компаний, а также на объеме инвестиций в данные проекты.

В общем рейтинге из 46 вузов первое место занял Московский физико-технический институт, 2-4 место у Высшей школы экономики, МГУ, СПбГУ и МГТУ им. Баумана. В десятку вошли также ИТМО, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и МИФИ. В итоговый рейтинг были включены только те университеты, из которых вышло больше десяти стартапов. Рейтинг строится на основе семи показателей, условно объединенных в две группы: масштаб и успешность (65%), востребованность (35%).

Авторы рейтинга «для построения полной и объективной картины» выделили в отдельную базу тех основателей стартапов, которые обучались в вузах экономической направленности и бизнес-школах. В этом списке учитывались только те образовательные учреждения, из которых вышло не менее восьми стартапов (в прошлом году — не менее четырех). Всего в этот итоговый субрейтинг вошли 22 университета и бизнес-школы, его лидер — НИУ ВШЭ, выпускники экономических специальностей которого создали за последние десять лет 126 стартапов с суммарным объемом привлеченных инвестиций 304,5 млн долларов.

Отличительной особенностью рейтинга предпринимательских университетов является использование внешних источников и международных баз данных, что дает возможность сравнить российские университеты с зарубежными и определять для них зоны для улучшений. Используемые в рейтинге базы данных:  Crunchbase, AngelList, Facebook, LinkedIn. Итоговая верифицированная база стартапов с российскими корнями содержит информацию по 2419 основателям и 2237 стартапам (с суммарным объемом привлеченных инвестиций около 6,8 млрд долларов).

«Высшая школа экономики много лет занимается темой, связанной с развитием предпринимательства, мы практически полностью сформировали необходимую инновационную инфраструктуру. Например, Бизнес-инкубатор работает с 2006 года, — сказал вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян в ходе дискуссии в рамках обсуждения рейтинга. — Мы регулярно проводим конкурсы проектов, для чего создан специальный фонд. Но, как нам представляется, этого уже недостаточно. Одним из ключевых элементов в развитии этого направления мы видим взаимодействие с реальным бизнесом, для которого мы можем и должны выращивать будущие предпринимательские кадры, в том числе для внутрикорпоративного предпринимательства».

По мнению Игоря Агамирзяна, формирование предпринимательской траектории университетов следует рассматривать шире, чем участие только в технологической повестке: «Сейчас любой образованный, культурный человек должен владеть цифровыми навыками, точно так же необходимо владеть и навыками проектной и предпринимательской деятельности. Я всегда был уверен, что невозможно научить предприимчивости, это врожденное свойство, но научить технологиям ведения предпринимательской деятельности, привить предпринимательскую культуру можно и нужно. И на базовом уровне этим должны владеть все выпускники университета, независимо от их специальности».

В свою очередь старший директор по инновационной политике НИУ ВШЭ Артем Шадрин подчеркнул, что в Вышке сделан упор на проектную работу: «У нас на некоторых факультетах уже до трети студентов делают проекты по внешним заказам. Например, это могут быть проекты в области информационных технологий и электроники, дизайна. Эффективен и механизм “Ярмарки проектов”, позволяющий обеспечить формирование межфакультетских команд с участием студентов разных специальностей».