• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Четыре аспирантских проекта Питерской Вышки победили в конкурсе РФФИ

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) объявил результаты Конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемые аспирантами. В Питерской Вышке получат грантовую поддержку проекты четырех молодых исследователей из аспирантских школ по истории, менеджменту, экономике и социологии.

Четыре аспирантских проекта Питерской Вышки победили в конкурсе РФФИ

© iStock

В конкурсе РФФИ участвовали аспиранты различных вузов России, а также их научные руководители — ученые со степенями кандидатов, докторов наук или PhD.

Всего в конкурсе одержали победу 38 проектов НИУ ВШЭ, четыре из них предложили аспиранты Питерской Вышки: Ольга Окулова, Елена Веретённик, Ольга Пинчук и Арсений Веркеев. Молодые исследователи учатся в аспирантских школах по экономике, менеджменту, историческим наукам и социологии соответственно.

Руководит проектом Ольги Окуловой и Елены Веретённик заведующая Международной лабораторией экономики нематериальных активов Елена Анатольевна Шакина, проектом Ольги Пинчук — доцент департамента истории Николай Владимирович Ссорин-Чайков. Руководитель проекта Арсения Веркеева — доцент департамента социологии Вероника Викторовна Костенко.

Победители получат грантовую поддержку в размере 1 200 000 рублей для реализации проектов в течение двух лет.

Ольга Окулова

Проект «Институциональные эффекты международных аккредитаций на развитие управленческого образования: международный опыт и перспективы для России»

 

Высшее образование сегодня становится все более массовым и интернационализованным. В этих условиях инструменты внешней оценки становятся важными составляющими устойчивого спроса на рынке. Они работают как «сигналы» качества образования. Такими инструментами являются, в частности, ведущие международные аккредитации, например AACSB или EQUIS, которые получили широкое распространение в сфере бизнес-образования.

В проекте я планирую проанализировать ценность аккредитаций для экономической эффективности бизнес-школ, их значимость для продвижения в международных университетских рейтингах QS и THE и другие эффекты воздействия международных аккредитаций на рынок бизнес-образования. В работе я буду использовать квазиэксперементальные методы, что позволит восполнить дефицит количественных исследований по теме.

Проект позволит оценить эффекты международных аккредитаций как в международной перспективе, так и применительно к российскому рынку бизнес-образования. Кроме того, проект имеет практическую значимость для развития государственных и университетских политик экспорта образовательных услуг и повышения международной конкурентоспособности.

Благодаря гранту РФФИ я также смогу представить результаты работы на международных конференциях, семинарах и обсудить их с ведущими международными экспертами. Это поможет улучшить качество исследовательского проекта.

Елена Веретённик

Проект «Роль социального капитала в исследовательской продуктивности преподавателей и исследователей российских университетов»

 

В последние десятилетия в России появились несколько государственных инициатив, направленных на рост интернационализации российских университетов и научных центров, например, проект «5-100». Эти инициативы подчеркивают важность совместных научных активностей. В целом, исследования говорят о положительных эффектах от публикации научной статьи в соавторстве: часто такие работы показывают себя лучше с точки зрения библиометрических показателей. Это хорошо сказывается в том числе и на рейтингах университетов.

Однако все ли научные коллаборации одинаково полезны? Есть ли отличия в паттернах коллаборации для стран, в которых авторы давно и сравнительно недавно публикуются открыто на международном уровне? В проекте я буду использовать данные об атрибутах и совместных публикациях российских исследователей и планирую изучить два момента.

Во-первых, я хочу узнать, пишут ли ученые совместные работы с коллегами из своего университета, исследователями из других институтов в той же стране или учеными из зарубежных научных организаций и университетов. Кроме того, я изучу, как это связано с тем, фокусируются ли работы на одном или нескольких направлениях исследовательского поля. Во-вторых, в проекте я исследую эффекты от коллабораций на разных уровнях в традиционных и относительно новых для страны научных направлениях.

Результаты проекта помогут университетам понимать и сравнивать потенциальный эффект от совместных публикаций, и соответствующим образом модифицировать программы поддержки сетевых взаимодействий для исследователей из разных научных направлений.

Ольга Пинчук

Проект «Организация рабочего времени на промышленных предприятиях Ленинграда в 1980-е гг.»

 

Мое исследование посвящено изучению организации рабочего времени на позднесоветском промышленном предприятии. Плановая экономика предполагала организацию производства циклами пятилеток, внутри которых существовала своя динамика: например, простои в ожидании комплектующих или сырья, затем резкая интенсификация труда, чтобы нагнать план, затем опять простои.

Меня интересует, как в этом контексте выстраивались взаимоотношения на рабочем месте: с коллегами по цеху, с руководством, администрацией предприятия. Временной период моего исследования — 1980-е годы. Основной источник — личный архив советского социолога Андрея Николаевича Алексеева, который как раз в 80-х годах восемь лет проработал на ленинградском заводе «Ленполиграфмаш». Этот источник позволяет мне взглянуть на повседневность советского рабочего глазами самого рабочего. Я так же обращаюсь к государственным архивам и к методу устной истории.

Метод устной истории — это интервью с участниками прошедших событий. Я планирую провести беседы с бывшими работниками «Ленполиграфмаша», которые трудились там в 80-х годах. Кроме того, я провожу интервью с коллегами-исследователями Андрея Николаевича. Этот метод позволяет мне критически рассматривать данные из официальных источников и личных архивов и изучать реальное положение вещей в цехе не столько через отчеты, сколько через истории людей, работавших на предприятии.

Арсений Веркеев

Проект «Социально-экономические факторы субъективной безопасности в России в сравнении со странами Европы»

 

Определенные группы людей обычно чувствуют себя в меньшей безопасности в общественных местах, чем другие. Это называется субъективной безопасностью. Она связана с социально-экономическим статусом человека, что можно назвать проявлением неравенства. Страху и чувству незащищенности сопутствуют повышенные эмоциональные и финансовые издержки, а также затраты времени. Например, не каждый человек может позволить себе поездку на такси, чтобы не испытывать страх, возвращаясь домой пешком поздно вечером.

Исследования субъективной безопасности изначально развивались в США в 1960-е годы и были связаны с политикой борьбы с преступностью. Поэтому при изучении феномена фокус направлен в основном на угрозу здоровью или имуществу, исходящую от других людей. Ключевое понятие — страх перед преступностью, то есть ученые стремятся с помощью опросов оценить непрямое влияние преступности на население.

В своем исследовании я хочу понять, как связаны социально-экономический статус и восприятие собственной безопасности у населения России. Я буду работать с опросными данными Европейского социального исследования (ESS) и Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS) и использовать метод регрессионного анализа. Кроме того, в проекте есть методологический вызов: я стремлюсь понять, почему в ряде исследований продолжают использоваться ранее раскритикованные анкетные вопросы с общими формулировками и без уточнений, при наличии более точных способов измерения субъективной безопасности.