Музеи готовы разнообразить форматы работы в посткарантинный период
Сотрудники Лаборатории экономики культуры (ЛЭК) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге провели исследование взаимодействия музеев с посетителями в условиях ограничительных мер. В период 1–9 июня 2020 г. Лабораторией экономики культуры совместно с Союзом музеев России был проведен опрос, в котором приняли участие 230 музеев.
Основной целью исследования «Музеи и посетители: как взаимодействовать в посткарантинный период» являлось определение готовности музеев к внедрению различных форматов работы с посетителями в условиях сохраняющихся эпидемиологических ограничений и требований социального дистанцирования. В то же время резко сократившиеся в последние месяцы доходы музеев делают актуальным поиск дополнительных источников внебюджетных поступлений, которые хотя бы частично компенсировали потери от уменьшения поступлений денежных средств от продажи билетов.
В ходе опроса было установлено, что экскурсионные маршруты остаются самым распространенным форматом работы – 86,5% музеев хотели бы придерживаться этого формата. В условиях установленных ограничений музеи планируют широко использовать в своей работе образовательные и тематические маршруты. Вместе с тем, больше половины музеев планируют внедрить в практику своей работы такие инновационные форматы как игры, квесты, воркшопы и мастер-классы. Также новым трендом можно считать желание многих музеев, прежде всего, крупных, ввести сеансный формат работы и ограничивать количество билетов, продаваемых на конкретные день или час. В то же время, подавляющее большинство музеев не готовы к продлению часов работы и предоставлению возможности посещения музея вне установленных часов работы – более 70% не готовы к подобным мерам (см. график).
Основные выводы проведенного опроса заключаются в том, что музеи готовы диверсифицировать форматы своей работы с посетителями в посткарантинный период, активнее искать новые варианты работы с посетителями с учетом эпидемиологических требований, но существуют значительные различия в приемлемости отдельных форматов работы в зависимости от инфраструктурных и кадровых ограничений.
По мнению авторов исследования, сформулированные рекомендации будут приобретать все большую актуальность и значимость при переходе от одного этапа снятия ограничительных мер к другому, а также могут быть полезны музеям, пытающимся преодолеть негативные последствия карантинных мероприятий. Заведующий Лабораторией экономики культуры Валерий Гордин подчеркнул: «Это исследование поможет музеям понять, как можно построить отношения с посетителями не только в краткосрочной перспективе, пока не будут сняты эпидемиологические ограничения, но и в будущем, когда нужно будет разнообразить форматы работы с посетителями. Именно разнообразие форматов взаимодействия поможет привлечь в музейные залы многочисленную онлайн-аудиторию, которую музеи сформировали в период карантина».
Президент Союза Музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский высоко оценил результаты исследования и отметил, что разработанные рекомендации особенно актуальны в период постепенного снятия карантинных мер и открытия музеев для посетителей.
Полное исследование: Музеи и посетители: как взаимодействовать в посткарантинный период