• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Логистика как профессия

После обучения на программе «Логистика и управление цепями поставок» можно работать в крупных международных компаниях, уехать учиться за рубеж или поступить в магистратуру  «Стратегическое управление логистикой». Выпускники и студенты кампуса рассказывают, чем им нравится профессия логиста, а руководители программ объясняют, почему эта область востребована и какие изменения ждут логистику в ближайшем будущем.

Логистика как профессия

iStock

Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях можно на страницах программ «Логистика и управление цепями поставок» и «Стратегическое управление логистикой». Информация о поступлении находится в разделах для абитуриентов бакалавриата и магистратуры.

Что такое логистика?

Логистика — это и практическая область, и наука. Она помогает обеспечить потребителей необходимыми товарами с оптимальными затратами. К примеру, когда все посылки из онлайн-магазинов приходят вовремя, а стоят при этом недорого и приносят прибыль компании, — это в том числе заслуга логистики.

Наука логистика помогает узнать, как оптимально управлять различными материальными, информационными, сервисными и другими ресурсами в экономических системах. Она изучает организационные формы и методы управления, ищет новые решения для оптимизации процесса перемещения ресурсов от места их зарождения до места потребления.

Логистика — это неотъемлемая часть сфер материального производства и обращения. В развитых странах затраты на логистику составляют около 13 % от ВВП. Такой уровень сопоставим с затратами, например, на медицину или военные нужды.

Владислав Валерьевич Лукинский, руководитель магистерской программы «Стратегическое управление логистикой»:

«Когда мы произносим «логистика» или «управление цепями поставок», у нас в голове появляются четкие образы: судно, которое перевозит более 20 тысяч контейнеров, например, из Китая в Роттердам, или распределительные и торговые центры, осуществляющие обработку десятков тысяч номенклатур товаров, и многое другое. Это не случайно, ведь логистика занимается реальными процессами — интегрированным управлением материальными и сопутствующими потоками, в частности информационным и финансовым. При этом, когда речь идет о глобальных цепях поставок, нужно учитывать и дополнительные факторы: экономические (например, таможенные режимы разных стран, курсы национальных валют), социальные (забастовки, революции), экологические (извержения вулканов, цунами), репутационные (кто является нашим поставщиком или поставщиком нашего поставщика — не использует ли он рабский или детский труд?) и многие другие».

Чем занимаются логисты?

В логистике есть разные виды деятельности. Можно заниматься управлением закупками материальных ресурсов или процедурами заказов, организовывать транспортировку, складирование, грузопереработку, осуществлять информационную и техническую поддержку и так далее. Логисты работают на предприятиях, в торговле и сфере услуг, в транспортных и экспедиционных компаниях, а также в логистических центрах, складских комплексах и терминалах.

Лучше всего о работе в этой области расскажут выпускники бакалавриата «Логистика и управление цепями поставок» и студенты магистратуры «Стратегическое управление логистикой» Питерской Вышки.

Алена Кашалкина, выпускница бакалавриата 2018 года:

«Я специалист по международной логистике и внешнеэкономической деятельности в транспортно-экспедиторской компании «Кенко». У меня несколько основных задач в компании: я занимаюсь организацией морских, авто-, авиа- и железнодорожных перевозок, консультирую клиентов и решаю их вопросы, заключаю договоры с клиентами и субподрядчиками и контролирую оплату счетов контрагентов. Еще делаю мониторинг рынка перевозчиков и ищу новых субподрядчиков.

Однажды у нас на работе был интересный кейс. Мы бронировали место на морском судне для контейнера из Китая, который должен был отправиться в Новороссийск с последующим вывозом в Казахстан. Груз — бумага и заготовки для стаканчиков. Когда контейнер прибыл в Новороссийск и мы стали оформлять внутренний таможенный транзит, компания-судовладелец запретила вывозить его за пределы РФ. Нужно было оперативно найти фуры, договориться о перетарке с учетом специфики груза — бумага была в огромных рулонах — и оформить транзит. И все это в Новый год. Тем не менее, удалось выйти из ситуации без огромных затрат путем переговоров. Мы своевременно доставили груз, не потеряли лицо перед клиентом, еще и заработали.

Я люблю свою профессию! Мне всегда нравилось общаться с людьми, что-то решать, согласовывать. В логистике нет рутинной работы. Каждый день — разные кейсы и новые вопросы. Мне нравится решать сложные задачи, думать, искать варианты, согласовывать контракты и рассчитывать таможенные платежи. Это работа, на которую я хожу с удовольствием».

Роман Валиев, выпускник бакалавриата 2018 года, 2-й курс магистратуры «Стратегическое управление логистикой»:

«Я работаю в компании «Газпромнефть-Снабжение» ведущим специалистом отдела по управлению обязательствами. Это, по сути, закупочная деятельность. Сначала я полтора года занимался аккредитацией поставщиков для компании и основных дочерних обществ: принимал и обрабатывал новых и текущих поставщиков, направлял на технические аудиты. Сейчас занимаюсь только консультацией и решением нестандартных кейсов. Функционал теперь больше относится к внутренней эффективности: управление рисками, планирование, мониторинг и отчет о выполнении целей.

Логистика мне нравится своей непредсказуемостью, во всяком случае, это касается той части логистики, в которую я сейчас погружен. В любой момент все может встать с ног на голову, постоянно появляются какие-то новые вызовы. Это весело, не дает заскучать».

Маргарита Петручик, выпускница бакалавриата 2019 года:

«Я работаю в компании Maersk Line. Ее основная специализация — международные перевозки. Мой функционал заключается в сопровождении полного комплекса логистических услуг для клиента от этапа формирования запроса на перевозку до доставки груза в конечную точку назначения.

Мне ежедневно приходится сталкиваться с различными кейсами по работе, взаимодействовать с коллегами из разных стран, так как решение любого глобального вопроса подразумевает вовлечение множества сотрудников.

Работа мне нравится, без преувеличения, всем. Я получаю огромное удовольствие от различных задач, самостоятельного решения проблем, ежедневных обязанностей, а также корпоративной культуры. Каждую неделю мы с коллегами из отдела устраиваем встречи, чтобы обсудить последние новости на рынке морских перевозок, оцениваем задачи, оглашаем трудности. Скучно не бывает!»

Как меняется логистика сейчас?

В 2011 году появился термин Четвертая индустриальная революция, или Индустрии 4.0. Он описывает переход на полностью автоматизированное цифровое производство с использованием киберфизических систем, Интернета вещей и облачных вычислений. Это новый уровень организации производства и управления цепочкой создания стоимости на протяжении всего жизненного цикла выпускаемой продукции. Он задействует цифровое проектирование и моделирование, искусственный интеллект, материалы с заданными свойствами, самоуправляемый транспорт и робототехнику. В связи с цифровизацией также появилась перспектива объединения предприятий в глобальную промышленную сеть вещей и услуг.

Понятие Индустрии 4.0 в логистике и управлении цепями поставок получило название «Логистика 4.0». Здесь есть несколько ключевых технологий: открытая и гибкая операционная зона, прогнозное управление внутренней логистикой на основе больших данных, отсутствие склада в цепочке поставок, автоматизация всех процессов складирования, грузопереработки и транспортировки и даже использование беспилотных транспортных средств. Эти изменения появляются в логистике уже сейчас, поэтому образовательные программы Питерской Вышки готовят специалистов, которые умеют работать в новых условиях.

Кроме цифровизации логистических процессов, сейчас в логистике происходит оценка влияния коронавируса на цепи поставок. Сейчас более востребованными становятся специалисты по управлению рисками, планированию непрерывных поставок и мониторингу надежных поставщиков, которые могли бы способствовать повышению устойчивости процессов.

Что должен знать и уметь логист?

Логист — это профессионал, который умеет решать задачи по разработке и оптимизации управленческих решений в логистической деятельности предприятий различных отраслей экономики.

Андрей Александрович Бочкарев, руководитель бакалаврской программы «Логистика и управление цепями поставок»:

«Логист в современной компании — это менеджер и аналитик в одном лице. Наряду с хорошей теоретической подготовкой, он должен уметь анализировать реальные цепи поставок, рассчитывать их основные параметры, оптимизировать издержки и моделировать логистические бизнес-процессы. Кроме того, хороший логист владеет методами принятия решений при управлении цепями поставок и навыками устранения узких мест —  звеньев цепи поставок, которые имеют недостаточную производительность или пропускную способность. Это, например, простои автомобилей при прохождении международных автомобильных пунктов пропуска».

Обучиться профессии логиста можно в Питерской Вышке. На ОП «Логистика и управление цепями поставок» помимо базовых логистических дисциплин студенты изучают дополнительные предметы, такие как  «Управление транспортными системами», «Экономические основы логистики» и «Логистика производства».

Кроме того, на программах Питерской Вышки часто работают приглашенные иностранные преподаватели. Например, в магистратуре «Стратегическое управление логистикой» в этом учебном году преподавали профессора из Университета имени Эразма Роттердамского, Университета Турку и Гамбургского Технического Университета. Ряд дисциплин программы ведут руководители компаний, например, Игорь Викторович Пухов, коммерческий директор одного из крупнейших в России контейнерных терминалов ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», и Максим Георгиевич Максимов, коммерческий директор компании «Солво», которая занимается автоматизацией логистических процессов.

Студенты программ Питерской Вышки учатся на английском и русском языках. Это значит, что они могут работать и на зарубежном рынке труда. Они умеют оперировать профессиональными терминами на английском и понимают, как устроены международные логистические процессы.

Владислав Валерьевич Лукинский:

«У Высшей школы экономики есть доступ к отечественным и зарубежным научным публикациям. Это дает возможность вместе со студентами разбирать и обсуждать работы известных ученых, таких как Sven Axsäter, Ronald H. Ballou и Sunil Chopra».

Учащиеся проходят обязательную практику в таких компаниях, как «Пивоваренная компания «Балтика», British American Tobacco, «Лента», «Деловые линии», Sea Lines, «Логинет» и Küehne + Nagel. Они также часто попадают на стажировки. К примеру, летом 2019 года студентка бакалавриата Екатерина Балашова была на стажировке в «Воздушных Воротах Северной Столицы». . Подробнее о ее опыте можно прочитать в материале Центра развития карьеры Питерской Вышки.

Если студенты хотят изучать логистику как науку, они могут устроиться на практику в Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук и в Научную лабораторию исследований в области логистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. После магистратуры, они также могут продолжить обучение в аспирантуре НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

Алена Кашалкина:

«Быть логистом — значит быть суперстрессоустойчивым человеком. Люди, работающие в сфере логистики, должны быть активными и целеустремленными, нужно уметь работать в условиях дедлайнов, с большим объемом информации, быстро решать неожиданно возникшие проблемы. Здесь нужны хорошая память и внимательность.

Всю теоретическую базу знаний я получила на бакалавриате, по большей степени на 4-м курсе. По окончании обучения я могла разговаривать с опытными логистами на одном языке, понимала документооборот. Практические навыки я развила на стажировке в компании «Модуль», куда мне помог устроится наш департамент».

Роман Валиев:

«В работе мне очень помогли знания еще с бакалавриата, особенно с предмета по управлению рисками. То, что говорил преподаватель на парах, — реально применимо на практике.

Обучение в магистратуре скорее подтверждает то, что я делаю на работе. То есть программа как бы параллельно учит меня всем тем вещам, с которыми я сталкиваюсь на практике. По сути, я за этим в магистратуру и пошел — простого бакалавриата частенько маловато для подтверждения квалификации в логистических направлениях».

Обучение за рубежом

Многие выпускники бакалаврской программы продолжают свое обучение в магистратурах за рубежом. Например, из выпускников 2019 года Полина Стрильчик учится в Вене, а Константин Сабчук получает степень магистра делового администрирования (MBA) в Левенском католическом университете Бельгии.

Константин Сабчук, выпускник бакалавриата 2019 года:

«Мой выбор магистратуры был обоснован тем, что мне хотелось сместить фокус с логистического построения процессов на общий менеджмент и встраивание в стратегию бизнеса. Поэтому те знания, что я получаю сейчас, я дополняю своим опытом из бакалавриата и вместе выстраивается целая структура администрирования.

У Питерской Вышки есть партнерское соглашение с Левенским католическим университетом. Это позволило мне не сдавать GMAT, который зачитывался автоматом исходя из количества учебных кредитов по математическим дисциплинам. Еще помогла вышкинская система оценивания. За счет того, что она десятибалльная и всегда были шансы бороться за каждый балл, я окончил бакалавриат с хорошим средним баллом диплома, который позволил мне конкурировать за место в магистратуре наравне с ребятами со всего мира.

Логистика мне очень нравится — структурированность, систематичность, связь с практическим миром, актуальность на долгие десятилетия. Это то, что позволяет мне быть уверенным в своей компетентности на рынке труда, и я рад что подобная программа была моим выбором в далеком 2015 году. В Вышке отличные преподаватели, которые отлично разбираются в дисциплине, способны донести информацию и всегда готовы помочь».

Полина Стрильчик, выпускница 2019 года:

«Я учусь в Венском экономическом университете на магистерской программе Supply Chain Management. После бакалавриата я решила поехать учиться за границу. Это не казалось таким страшным, особенно после того, как я побывала по обмену во Франции. Я продолжила учиться в магистратуре, потому что ощущала, что мне еще не хватает знаний о логистике, особенно прикладных. В общем, были какие-то пробелы, которые я еще хотела доработать, чтобы стать специалистом.

Когда я окончила школу в Волгограде, то сначала выбрала город, где хочу учиться, потом университет и только затем специальность. Мне понравилась Питерская Вышка, а логистика показалась интересной, потому что на тот момент мало кто из старшеклассников понимал, что такое цепи поставок. Это было что-то новое.

Питерская Вышка дала мне базу знаний в логистике и помогла понять предмет. Еще во время обучения я получила хорошую практику в компании Major Cargo Service в департаменте международных автоперевозок. Там я смогла применить знания из бакалавриата в работе.

После магистратуры я сто процентов свяжу свою жизнь с бизнесом. Программа в Вене дает для этого хорошую базу. Профессия логиста очень обширна, меня больше интересуют должности, где необходимо анализировать и оптимизировать цепи поставок. Логистика, на мой взгляд, всегда будет актуальной, потому что бизнес претерпевает изменения постоянно, а компаниям необходимо адаптироваться, оптимизировать процессы, чтобы сократить издержки и выйти в плюс. Для этого и нужны специалисты в области управления цепями поставок».