• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Питерская Вышка в топе по качеству приема в вузы

Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге заняла седьмое место по качеству бюджетного и пятое место по качеству платного приема в российские вузы в 2019 году. Средние баллы абитуриентов кампуса составили 92,0 и 80,6 баллов соответственно, что на 1,5 и 1,8 балла выше, чем в прошлом году.

Питерская Вышка в топе по качеству приема в вузы

Мониторинг качества приема в вузы РФ проводится с 2009 года и служит важным показателем не только качества знаний зачисленных на первый курс абитуриентов, но и репутации самых университетов. Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы. В 2019 году исследование было проведено Высшей школой экономики и «Яндекс» при поддержке Минобрнауки России и Рособрнадзора. Качество приема оценивалось по среднему баллу абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ.

Как отмечают авторы исследования, если говорить об общей картине по России, то средний балл ЕГЭ зачисленных в вузы (как на бюджетные, так и на платные места) вырос по сравнению с 2018 годом. По бюджетному приему средний балл поднялся на 1,3 пункта (с 68,7 до 70 баллов), по платному приему – на 1,2 пункта (с 62,3 до 63,5 баллов).

Бюджетный прием

В топе-25 государственных вузов по качеству бюджетного приема (численность приема – более 100 чел.) – 15 московских вузов, 6 петербургских, два из Нижегородской области и по одному из Новосибирской области и Пермского края. В топ-10 вузов-лидеров по качеству бюджетного приема с баллами выше 90 в 2019 году вошли МФТИ (97,3), МГИМО (96,2), НИУ ВШЭ в Москве (95,4), НИЯУ «МИФИ» (93,6), Университет ИТМО (92,7), СПбГУ (92,4), НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (92), МГУ (91), РАНХиГС (90,3) и Всероссийская академия внешней торговли (90).

Средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на бюджетные места в 2019 году в вузы Санкт-Петербурга, составил 79,6 балла, что на 2,8 балла больше, чем в прошлом году. По этому показателю город занимает второе место среди всех регионов России (после Московского региона).

В мониторинге были учтены результаты 48 вузов (40 государственных и 8 частных) из Санкт-Петербурга. Три из них – Университет ИТМО, СПбГУ и НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург – вошли в группу «90+». Еще 15 вузов имеют средний балл больше 80, у пяти университетов этот показатель оказался ниже 70 баллов. Полная таблица с результатами доступна по ссылке.

Платный прием

Лидеры качества платного приема практически совпадают с лидерами бюджетного. Все сильнейшие вузы в платном приеме имеют средний балл выше 70, а пять вузов – выше 80: МФТИ (88,6), НИУ ВШЭ (83,8), МГИМО (83,6), СПбГУ (80,7) и филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (80,6). 

Средний балл платного приема в Санкт-Петербурге в этом году достиг 67,9 (в среднем по России – 63,5), увеличившись по сравнению с 2018 годом на 1,6 балла.

Абитуриенты выбирают платное образование в топовых вузах

Авторы мониторинга отмечают, что интересным фактом становится растущее число молодых людей, которые выбирают платное обучение в ведущих вузах, имея возможность учиться на бюджетных местах в вузах среднего сегмента по качеству. Многие абитуриенты, которым не хватило баллов для поступления на бюджетное место в вуз из топ-10, предпочитают поступить на платное место в этом вузе, отказываясь от бюджетных мест в следующих десяти по рейтингу качества приема университетах.

Таким образом, можно утверждать, что в России начал работать эффект репутации. Разница в зарплатной премии между выпускниками наиболее селективных вузов и вузов «неразборчивых» становится заметной абитуриентам. Поэтому их значительная часть делает инвестицию, выбирая платные места в высокоселективных вузах.

Растет интерес к новым направлениям

Результаты исследования демонстрируют, что всё более заметный вес в платном наборе приобретают направления, ассоциируемые с современными перспективными профессиями: цифровыми технологиями (в т.ч. гуманитарными), креативной индустрией, а также поддержкой благополучия и развития «мягких навыков». Такой вывод можно сделать, анализируя прирост среднего балла и спрос (численность поступивших) на платные места, – иными словами, популярность направления среди будущих студентов.

 Традиционные лидеры платного приема – государственное и муниципальное управление, юриспруденция, менеджмент, экономика – постепенно теряют позиции, уступая в качестве перспективным профессиональным направлениям. Этот тренд начали улавливать семьи, но еще не уловили (либо не успели развернуться к нему) частные вузы, предлагающие в основном подготовку по социально-экономическому профилю.

Директор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Сергей Михайлович Кадочников:

Результаты мониторинга этого года еще раз свидетельствуют о том, что репутация университета становится основным инструментом для привлечения талантливых выпускников. Сегодня для абитуриентов важны качественное образование, международные и исследовательские возможности, востребованность на рынке труда, а не просто факт «поступления на бюджет».

Другой заметный и чрезвычайно приятный для нас тренд – растущий спрос на междисциплинарные и надпрофессиональные компетенции. Soft skills – так называемые мягкие социальные навыки – нужны не только в менеджменте и коммуникациях. Сейчас практически все задачи, предполагающие креативность и нерутинный интеллектуальный труд, требуют прокачанных надспециальных компетенций. Это, в том числе, объясняет большой спрос со стороны IT-компаний на выпускников гуманитарных факультетов: они способны выходить за установленные другими рамки, разговаривать с разными собеседниками на «их» языке, грамотно упаковывать и преподносить технически сложные продукты.

Но не стоит забывать, что помимо soft, необходимо развивать и hard skills. Все профессии, которые показывают устойчивый рост спроса в экономике знаний, требуют и хороших социальных навыков, и знания математики. Это, например, высококлассные инженеры, бизнес-аналитики, веб-дизайнеры и программисты.

Расширенную версию пресс-релиза и полные таблицы мониторинга можно увидеть на сайте проекта  -https://ege.hse.ru/stata_2019