• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусство вычисления

«Требованиями рынка к успешному менеджеру являются организаторские способности, активность, аналитический склад ума и коммуникативные навыки», - считает профессор Андрей Александрович Бочкарев, академический руководитель образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок».

- Пять лет назад в Санкт-Петербургской школе экономики и менеджмента открылась ОП «Логистика и управление цепями поставок», первый выпуск бакалавров состоялся в 2018 году. Сейчас идёт шестой набор на образовательную программу.

Программа постоянно развивается, и развитие ее подчинено, прежде всего, потребностям рынка труда. Для студентов набора 2019 года подготовлен новый курс - «Основы программирования на Python». Обязательным является наличие в рабочем учебном плане не менее одной дисциплины профессионального цикла на английском языке и не менее одного онлайн курса. В обучении мы используем современные информационные и информационно-аналитические технологии, в частности, специализированные математические и статистические пакеты MathCAD, MATLAB, STATISTICA, SPSS, универсальный пакет имитационного моделирования AnyLogic. Вообще, большое количество математических дисциплин и дисциплин научно-исследовательского характера является преимуществом нашей образовательной программы и позволяет выпускникам уверенно чувствовать себя как в профессиональной среде, так и при поступлении в магистратуру.

Получаемые на программе знания применимы в повседневной работе логистических подразделений различных компаний, где постоянно возникают текущие проблемы: приемка больших партий товара, сезонная неравномерность нагрузки на склад, претензии по срокам доставки от потребителей, простой поставщиков и многие другие. В итоге руководители склоняются к строительству новых распределительных центров, а если не вкладывают деньги в строительство, то инвестируют в существующий распределительный центр путем покупки более современного программного обеспечения, приобретения дорогостоящего оборудования для хранения товаров или обновления парка погрузочно-разгрузочных и транспортных средств.

Все описанные способы – это колоссальные вложения средств, срок окупаемости которых может составлять 10 лет и более, причем, учитывая современную скорость изменения рыночных условий, нет гарантии возврата инвестиций. Существую ли какие-либо иные менее затратные способы повышения эффективности работы логистических подразделений? Безусловно, существуют, но они требуют применения сложного инструментария математического моделирования цепей поставок. Логистика – это, прежде всего, искусство вычисления.

Низкая эффективность работы логистических подразделений, как правило, связаны не с недостатком существующих мощностей (складов, погрузочно-разгрузочных и транспортных средств и прочего), а с низкой эффективностью их использования (неравномерностью загрузки складов, неоптимальным прикреплением потребителей к складам, неоптимальными маршрутами доставки товаров). В НИУ ВШЭ существует такой эффективный инструмент обучения, как проектная работа. Инициаторами проекта являются преподаватели и сотрудники университета, а исполнителями – студенты. Авторами проекта могут выступать компании-партнеры НИУ ВШЭ. Участвуя в разработке проектов, студенты учатся комплексно решать проблему повышения эффективности цепи поставок компании.

Выпускники программы профессионально подготовлены для решений задач по разработке и оптимизации управленческих решений в логистической деятельности предприятий различных отраслей экономики. Они могут работать логистами и менеджерами в исполнительных органах государственной власти, в службах логистики и инфраструктурных подразделениях предприятий промышленности, торговли и сферы услуг, транспортных и транспортно-экспедиционных компаниях, логистических центрах, складских комплексах и терминалах.

Мы хотели бы видеть у себя студентов, которые сделали осознанный выбор нашей образовательной программы и своей будущей профессии. Требованиями рынка к успешному менеджеру являются организаторские способности, активность, аналитический склад ума и коммуникативные навыки. Безусловно, эти качества и надо вырабатывать в себе в период учебы в университете в процессе практик и стажировок в компаниях логистического профиля.