• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Дизайнер среды создает мир, в котором человек чувствует себя безопасно, свободно и уютно»

Руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Митя Харшак и преподаватель профиля «Дизайн среды» Андрей Пунин подробно рассказали о новом для питерской Школы профиле, о том, чем занимаются дизайнеры среды, как построена образовательная траектория и чем выпускники будут заниматься.

В этом году в Школе дизайна в Санкт-Петербурге впервые открывается набор на бакалаврский профиль «Дизайн среды». Расскажите, почему именно этот профиль стал вторым после «Коммуникационного дизайна» в Питере?

Митя Харшак: «Коммуникационный дизайн» и «Дизайн среды» образуют пару базовых, пользующихся постоянной востребованностью на рынке, направлений дизайн-деятельности. Создание комфортной, человекоориентированной среды, вне зависимости от того, проектируем мы частный или общественный интерьер, ландшафт или экспозиционное пространство всегда востребовано обществом, равно, как строительство. До тех пор, пока появляются новые здания, реконструируются старые, проводятся выставки, люди обустраивают свое жилье — дизайнеры среды никогда не останутся без работы.

Планируете ли вы какую-то специфику профиля?  

Митя Харшак: 18 декабря 2018 года состоялось подписание важного договора о сотрудничестве между НИУ ВШЭ и государственным Эрмитажем. И партнерство с одним из главных музеев страны, и активное взаимодействие с другими ведущими музейными и культурными институциями делает в учебном процессе заметный акцент на проектирование экспозиционных и музейных пространств. Почему? А потому, что именно в сфере музейно-экспозиционного проектирования в значительной степени находят свое применение самые прогрессивные и яркие идеи работы с пространством. В этой сфере, как на испытательном полигоне, проходят апробацию новаторские проекты, которые в дальнейшем зачастую определяют актуальные тренды проектирования общественного и частного интерьера, ландшафта и средовых объектов. 

Открытие подобного профиля в Санкт-Петербурге видится тем более целесообразным, что наш город является, безусловно, музейной столицей России.

В Санкт-Петербурге представлены все типы музеев: исторические музеи, музеи искусства, военные и технические музеи, музеи обществознания, музеи естественной истории и естественных наук, исторические дома и квартиры, креативные пространства и многие другие. Кроме этого, в Санкт-Петербурге проходит большое количество отраслевых выставок и мероприятий, также представляющих собой место приложения силы специалистов по экспо-дизайну.

Однако выпускники профиля «Дизайн среды» смогут активно работать не только, собственно, в музейно-экспозиционной индустрии, но и в сфере проектирования общественного и частного интерьера, ландшафта, средовых и интерьерных объектов. Они смогут выстраивать самые различные траектории построения профессиональной карьеры, среди которых: работа в проектных отделах крупных музеев России и зарубежных стран, работа в дизайн-студиях и архитектурные бюро, специализирующихся на сферах экспо-дизайна, ландшафтного дизайна, общественного и частного интерьера или собственная дизайнерская практика и построение персонального бренда на этом рынке.

Расскажите о программе профиля: с каких проектов будут начинать первокурсники и с чем они придут к диплому?

Митя Харшак: Уже на ранних стадиях обучения студенты оказываются вовлечены в практическую проектную деятельность, начинают реализовывать проекты в сотрудничестве с ведущими музейными и культурными институциями Санкт-Петербурга и других регионов. Современное музейное и выставочное пространство фокусируется не только на статических объектах, но выстраивает активное взаимодействие с посетителем/зрителем через интерактивные объекты и мультимедийный контент. Поэтому специалисты профиля должны не только получить профессиональные знания в сфере объемно-пространственного проектирования среды и объектов, но и легко ориентироваться в цифровой и мультимедийной среде как неотъемлемой части современных экспозиционных проектов.

Программа построена таким образом, что в течение четырех лет обучения студенты успеют поработать во всех направлениях дизайна среды — в проектировании интерьеров и объектов, фасадов и ландшафтов, отдельных сооружений и многокомпонентных средовых комплексов.

Они получат в свое распоряжение весь профессиональный инструментарий, который позволит им в своей будущей профессиональной деятельности работать в любом из выбранных направлений.  

Насколько востребованы сейчас дизайнеры среды? Перспективная профессия?

Андрей Пунин: Среда обитания — это рукотворный мир, в котором человек живет, работает, думает, любит, надеется. Дизайнер среды создает этот мир культуры и природы, в котором человек чувствует себя безопасно, свободно и уютно. Эта профессия стала в ХХI веке чрезвычайно важной и востребованной в условиях урбанистического техногенного бума. Создание комфортной среды обитания — глобальная проблема. Решение этой задачи требует соответствующей подготовки дизайнерских кадров.

Большая часть населения России живет в городах, и потому актуален социо-гуманитарный запрос на организацию такого городского пространства, в котором, вместо коммерческих, заказанных девелоперами бизнес-центров и апарт-отелей, появятся парки, арт-кластеры, пешеходные зоны и другие центры активного отдыха и творчества  горожан.

Массированное возведение многоквартирных «человейников», заслонивших линию горизонта городских окраин, делает необходимость поиска новых контекстов формирования городской среды особенно острой. 

Современным дизайнерам, нашим выпускникам, придется решить совершенно новые творческие задачи: необходимо cформулировать новое прочтение Санкт-Петербурга как центра европейской культуры, гуманизировать городские пространства, наполнить городскую среду объектами искусства, культурными событиями, преодолеть тенденцию скатывания города в провинциальность и запустение.

Школа дизайна НИУ ВШЭ дает городу уникальную возможность вырастить новое поколение востребованных специалистов, внедряя современные образовательные технологии, навыки практической работы, соединяя исторический городской ландшафт c самыми современными мировыми тенденциями дизайна среды.

Кто набирает группы дизайна среды? Расскажите о команде кураторов.

Митя Харшак: Отличительная особенность Школы дизайна НИУ ВШЭ — тесная связь с индустрией и проектный подход к образовательному процессу. Мы привлекаем к преподаванию исключительно профессионалов-практиков, за которыми стоят выдающиеся профессиональные достижения. Со студентами работают те преподаватели, которые сами в ежедневном режиме вовлечены в проектную деятельность на самом высоком уровне.

Среди наших преподавателей: Боремир Бахарев — дизайнер, автор большого количества проектов от художественных инсталляций до многофункциональных средовых объектов, общественных и частных пространств. Андрей Воронов — архитектор, художник, руководитель архитектурного бюро «Архатака», активно работающий в сфере проектирования выставочного, общественного и частного пространства. Из недавних его работ хочу отметить «Фанерный театр» в главном здании Большого драматического театра. Андрей Пунин — художник, архитектор, идейный вдохновитель многих выставок и фестивалей на ведущих площадках Санкт-Петербурга, в частности, таких, как FocusFest на Исаакиевской площади, ПроТоАрт и SoundArt (ЦВЗ «Манеж») и многих других. Нашу команду без сомнения можно назвать «звездной». Каждый из педагогов — заметная величина в профессии.

Приемная кампания в разгаре — чего вы ждете от своих абитуриентов? Что их ждет на собеседовании и как подготовить удачный творческий проект? 

Митя Харшак: От наших абитуриентов мы ждем, в первую очередь, горящих глаз и высокой мотивации заниматься дизайном среды. Мы понимаем, что у многих абитуриентов нет глубокой художественной или дизайнерской подготовки, но это не должно пугать и останавливать от поступления. Учебная программа, разработанная специалистами Школы дизайна НИУ ВШЭ, выстроена таким образом, что, начиная с самого первого курса, наши студенты показывают очень высокие профессиональные результаты.

Также не стоит опасаться и собеседования — это не экзамен на искусствоведческом отделении, а, скорее, разговор, помогающий понять человека, и выстроить такую систему координат «свой–чужой». 

Мы стараемся узнать, чем интересуется наш абитуриент, какое представление у него складывается о будущей профессии, что он знает о том, что происходило в истории изобразительного искусства и дизайна. 

Удачный творческий проект складывается из нескольких составляющих. Среди них и оригинальная идея, и стилистическое единство серии работ, и мастерство исполнения. И, конечно же, подача самого проекта. Ведь the medium is the message — то, КАК вы подаете свой проект, не менее важно, чем, собственно, ЧТО ваш проект собой представляет. 

Что важно для того, чтобы стать качественным дизайнером среды — талант, знания, трудолюбие или что-то еще?

Андрей Пунин: Разумеется, дизайнеру среды нужен и талант, и знания, и трудолюбие, но важнее всего — активный, деятельный интерес к окружающему миру, стремление его совершенствовать, чувство меры и вкус. А еще — любовь к родному городу и его жителям, способность сопереживать, «соприсутствовать» с каждым из них в созидаемом воображением пространстве.

Сложно обрисовать границы возможной сферы деятельности дизайнера среды, так что хороший специалист в этой области должен быть готов к постоянному обучению и расширению кругозора в самых разных областях культуры и социальной практики.

Дизайнера среды можно сравнить с композитором, который для создания симфонического произведения должен понимать природу звукоизвлечения и возможности каждого инструмента в оркестре, соединяя архитектуру и прикладное искусство, графический дизайн, свет и музыку, создавая гармонию между внутренней сутью предмета и его функциональностью.

Напоминаем, что 20 июня начинается прием документов для поступающих на бакалаврскую программу «Дизайн» в НИУ ВШЭ.  Для абитуриентов, которые хотели бы доработать и усовершенствовать свой вступительный творческий проект открыты летние интенсивы в Санкт-Петербурге и в Москве.