Персонализированное обучение: будущее или реальность?
Цифровая революция, глобализация и конкуренция за таланты привели к появлению относительно нового тренда в построении систем высшего образования – персонализации. Что необходимо сделать, чтобы персонализация стала не просто тенденцией, но реальностью современного университета? Эксперты пленарной дискуссии поделятся лучшими практиками создания персонализированных систем обучения в своих университетах.
Университеты усиленно ищут новые способы кастомизировать содержание обучения и образовательные технологии, академическую и карьерную поддержку под групповые и индивидуальные образовательные потребности студентов, их когнитивные стили и карьерные устремления. Современные поколения студентов, которые приучены к персонализированным сервисам Amazon и Spotify, уже не готовы получать стандартизированные образовательные услуги, рассчитанные на среднестатистического студента, и в этом контексте персонализация приобрела более широкое значение и понимание, нежели давно известные индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению.
Что такое персонализированное обучение
Персонализация сегодня – это ключевой тренд, который пронизывает все аспекты студенческого опыта. «Персонализированное обучение включает в себя, как минимум, индивидуальную образовательную траекторию, составленную совместно с ментором, — объясняет Татьяна Станко, проректор по развитию КНИТУ — КАИ им А. Н. Туполева. — Причем траектория динамично меняется во время обучения. Кроме того, студенты сами определяют индивидуальную скорость обучения: по завершении образовательного модуля они могут подумать где и как применить полученные знания и навыки на практике, заняться практической работой на некоторое время. Затем опять вернуться к обучению, когда возникнет потребность в новом знании. К сожалению, в настоящий момент университетам достаточно сложно реализовать такой подход».
Оксана Анистратенко, директор программ Агентства социальных инвестиций и инноваций, добавляет, что индивидуальное обучение — это гораздо большее, чем просто складывание студентом пазла из набора учебных курсов. Аристотелевскую школу, когда учитель часами обсуждал всего лишь с несколькими учениками особенности бытия, вполне можно отнести к самой первой форме персонализированного обучения, когда каждому ученику можно было уделить внимание. Сейчас подобное индивидуальное взаимодействие возможно только на уровне аспирантуры, но это не означает, что персонализированное обучение нереально начать в бакалавриате. При этом на преподавателя ложится ответственность научить студента не только и не столько фундаментальным знаниям, но и научить его учиться, донести необходимость концепции обучения в течение всей жизни, помочь развить эмоциональный интеллект и навыки XXI века, которые сейчас у всех на слуху.
Тренды будущего
По словам Татьяны Станко, при персонализированном обучении образовательные модули становятся высоко адаптированными под конкретного студента, принимая во внимание начальный уровень, время доступное для обучения, предпочитаемый тип обучения — визуальный, вербальный, индивидуальный или групповой, online или offline, c практическими задачами по выбранному направлению. Студенты смогут выбирать при поддержке рекомендаций искусственного интеллекта преподавателя, команду, образовательную среду и локацию на время обучения.
«Многие полагают, что на первый план при таком подходе выходят технологии, а не преподаватель, — продолжает Оксана Анистратенко. С помощью искусственного интеллекта и больших данных определяются индивидуальные потребности студента и обеспечивается доступ к курсам по интересам, в том числе и онлайн». «При этом для студентов важно признание ценности своей личности и человеческая забота, поэтому я не верю, что технологии полностью заменят живое общение студентов и преподавателей/менторов. Наоборот, именно живое общение станет самым «дорогим» элементом образовательного процесса», — делится своим мнением Татьяна Станко.
Удовлетворенность и результаты студентов
«Если под персонализированным обучением понимать совокупность факторов, а именно: индивидуальные образовательные треки, возможности для развития социальных навыков через практико-ориентированный подход, взаимодействие с преподавателем и однокурсниками в малых группах, то это, безусловно, в конечном итоге, имеет положительный эффект, — подытоживает Оксана Анистратенко. — Институт Гэллаппа ежегодно проводит социологические исследования, посвященные в том числе и факторам, влияющим на успешность студентов. Действительно, чем больше возможностей есть по осознанному выбору предметов, чем меньше соотношение студентов, приходящихся на одного преподавателя, чем больше внеклассных занятий, тем выше степень удовлетворенности от образовательного процесса».