• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Аккредитация – это процесс постоянного качественного развития»

Международные аккредитации стали важным сигналом качества образования и устойчивого развития университетов и бизнес-школ. Ольга Окулова, директор Центра международных аккредитаций и сетевых программ НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, объяснила, почему получение высокого академического статуса так важно для студентов, преподавателей и всего университета.

– О каких аккредитациях будет идти речь на секции? Это четко определенный перечень или в каждой из научных областей существуют свои международные аккредитации?

Каждое предметное поле, так или иначе, имеет свои механизмы внешней оценки качества, где-то они более формализованы, где-то носят менее формальный характер. В бизнес-образовании важнейшим инструментом оценки качества образования являются международные аккредитации, ключевые из которых предоставляются ведущими профессиональными ассоциациями EFMD, AACSB и AMBA. Вместе они составляют т.н. «triple crown» – тройную корону. На сегодняшний день менее 1% бизнес-школ в мире имеют этот высокий статус. Предметом анализа становится как содержание образовательных программ, так и научная деятельность и бизнес-процессы. На сессии эксперты планируют обсудить вклад этих аккредитаций в репутацию университетских бизнес-школ и «материнских» университетов.

– Что означает наличие международной аккредитации для всех групп, вовлеченных в образовательный процесс: студентов, преподавателей, университета (как бренд)?

Это комплексный вопрос, потому что для каждой группы стейкхолдеров международная аккредитация имеет свою значимость. Например, студенты аккредитованных программ могут быть уверены, что получают компетенции, которые востребованы на международном рынке именно сейчас. Аккредитация – это процесс постоянного качественного развития, внедрения самых актуальных методов преподавания и регулярное развитие содержания программ.

Что касается преподавателей и сотрудников университета, то, с одной стороны, может показаться, что аккредитация – дополнительная бюрократическая нагрузка. Но важным аспектом подготовки к аккредитации является постепенное развитие культуры качества и, как следствие, принятие управленческих решений на основе данных. Это позволяет эффективно внедрять программы развития кадрового потенциала научно-педагогического состава и администраторов, причем именно те, которые отвечают миссии и стратегическим целям школы и университета.

Безусловно, качество образования, признанное международным профессиональным сообществом, вносит большой вклад в репутацию, поэтому аккредитации должны стать инструментом стратегического развития университетов. В рамках программной аккредитации EPAS экспертами проводится глубокий анализ институциональной рамки, без которой невозможно развитие качественных образовательных программ. Соответственно, она является сигналом качества не только самой программы, но и университета. Наличие международной аккредитации стимулирует стратегические партнерства с признанными ведущими университетами и международными компаниями, которые заинтересованы в выпускниках, обладающих профессиональными навыками и «мягкими» компетенциями для решения актуальных задач.    

– Насколько российские вузы успешны в вопросах соответствия международным образовательным стандартам и получения международных аккредитаций?

В России много университетов и отдельных школ, которые реализуют программы бизнес-образования, но только четыре бизнес-школы (все университетские) имеют аккредитации EFMD. Три из них – обладатели программной аккредитации EPAS, включая НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург. Институциональную аккредитацию EQUIS имеет только Высшая школа менеджмента СПбГУ. Буквально несколько дней назад стало известно, что РАНХиГС получил институциональную аккредитацию AACSB первыми в нашей стране.

Важно отметить, что получение аккредитации достаточно длительный процесс, который может занимать от 2-3 до 5-7 лет и часто требует внутренней трансформации. В последние несколько лет число российских членов выросло, как в EFMD, так и в AACSB. Поэтому есть тенденция, что ведущие российские университеты стремятся укрепить свое присутствие в ведущих ассоциациях бизнес-образования и заявить о себе через получение международных аккредитаций.

– В каких из оцениваемых аспектов у российских университетов нет проблем, а в каких существуют «слепые зоны»?

Любой университет, как «живой» организм: какие-то процессы не дают серьезных сбоев, где-то требуется специальная поддержка. Поэтому говорить, что проблем нет, нельзя. Тем более, что эксперты их обязательно найдут! Как я уже отметила, в основе принципов международных аккредитаций – постоянное улучшение. То, что сегодня кажется актуальным, завтра может безнадежно устареть. Главное для любого университета, который стремится к получению международной аккредитации – осмыслить свои сильные и слабые стороны, исходя из своих стратегических приоритетов и миссии.

Конечно, российским университетам часто сложно даются критерии аккредитаций, связанные с интернационализацией, которая понимается очень широко. Кроме того, уровень исследовательской культуры и самого интеллектуального вклада также важный вызов для наших университетов.

– Является ли наличие международной аккредитации фактором, привлекающим в российские университеты иностранных студентов?

Да, безусловно. Например, наша магистерская программа «Финансы» всегда пользовалась спросом у студентов, но в этом году, если так можно выразиться, ажиотаж. Прием иностранных студентов длится до августа, но уже сейчас количество заявок сравнялось с итоговыми показателями 2018 года. Количество уже принятых иностранных студентов в 2019 году выше, чем в аналогичный период прошлого года. 

Кроме того, международная аккредитация позволяет развивать качественно другие партнерства с университетами и бизнес-школами, что ведет к росту международной студенческой мобильности на семестр по обмену и летние школы. Важно отметить, что очень многое зависит от того, как университет распорядится статусом, который дает международная аккредитация. О ней самой и сопутствующих преимуществах должны знать все: от ректора до абитуриента и его родителей.

– Получение и поддержание высокого академического статуса предполагает дополнительную отчетность и работу над совершенствованием образовательного процесса. Как выстраивать взаимоотношения между администрацией университета и преподавателями в условиях повышенной нагрузки?

Повышенная нагрузка – это проблема не только в российских университетах, поверьте, преподаватель любого университета очень загружен и любая административная работа требует активизации дополнительных внутренних ресурсов. Но именно вовлеченность преподавателей – важный фактор успеха в процессе подготовки к международной аккредитации, поэтому важно, с одной стороны, максимально облегчить административную нагрузку на НПР, с другой – сформировать эффективную коммуникацию и систему доверительного сотрудничества.  Важно формировать инициативные группы и проектные команды, формируя «лидеров мнений», которые могут донести до коллег значение аккредитации для университета и их самих.

Мы надеемся обсудить практики вовлечения преподавателей в процесс подготовки к международным аккредитациям на сессии, ведь с этим вызовом сталкиваются все, и каждый находит свои решения.