• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Репутация университета — это его «воспринимаемое качество»

В этом году конференция «Образование и мировые горда: новые горизонты университетской репутации» впервые пройдёт при поддержке Университета Наварры, признанного центра по работе с репутацией. Магдалена Гаете, представитель Университета Наварры в России, рассказала, какие проблемы сегодня стоят перед вузами и что делать российским университетам, чтобы войти в число лучших.

Какие проблемы стоят перед университетами в контексте развития репутации?

Репутация университета — это «воспринимаемое качество», которое является отражением общественного мнения об «объективном качестве». 

Основу хорошей репутации университета составляют качество образования, научных исследований, а также социальная ответственность вуза и его вклад в общество в целом. Университеты должны сохранять понимание своей основной миссии, а также учитывать преподавательский и студенческий опыты.

Задача университетов состоит в том, чтобы понять, что репутация включает в себя как материальные, так и нематериальные активы. К последним относятся связи, прозрачность, рабочая среда, опыт студентов и отношения со стейкхолдерами университета.

Управление репутацией требует больших изменений, улучшений и инноваций. Одним из главных врагов репутации является сопротивление изменениям, и это в свою очередь — большая проблема, которую встречают управленцы, внедряющие инновационные решения в своих университетах.

Одинаковы ли эти задачи для российских и зарубежных университетов?

Я бы сказала, что в каждой стране есть свои проблемы. Например, перед Китаем стоит задача давать образование миллионам потенциальных студентов, не имея при этом столько мест в университетах, поэтому многие китайцы студенты уезжают учиться в другие страны. В Великобритании после возникновения неопределенности, вызванной Brexit, университеты, несмотря ни на что, стараются подчеркнуть свой «глобальный» статус, чтобы не потерять ежегодный поток международных студентов.

Для России одна из важнейших задач с точки зрения репутации — поставить отношения между преподавателями и студентами в центр внимания. Это позволит управленцам иметь своеобразный ориентир, который поможет определить идентичность и миссию университета, и тем самым улучшить реальное положение дел, объективное измерение репутации. При этом основное внимание должно быть уделено студентам и студенческому опыту.

Я вижу, что в России существует непонимание важности центров карьеры и управлений по работе с выпускниками (Alumni Office). Самая большая задача — это работа с социальной ответственностью университета, учет требований общества, работа как для общества, так и с обществом, и все это предполагает изменение образа жизни университета.

Насколько успешно российские университеты выходят на международную образовательную арену?

В России репутация или, другими словами, «воспринимаемое качество» системы образования, имеет задачу приобрести студенто-ориентированную характеристику. Она должна сосредоточиться на учащихся, в том числе, когда дело касается интернационализации и «домашней интернационализации». Под этими словами я имею в виду отношения университета с международными студентами, английским языком, бытовые условия в общежитиях для иностранных студентов. Сейчас эта задача стоит для всех университетов, которые они хотят быть «международными» и сохранять высокое качество учебного процесса.

Многие российские университеты предпринимают правильными шаги в направлении развития программ студенческой мобильности, которые являются ключевым компонентом международного образования. Таким образом, работа, которая стоит на повестке дня, предполагает интернационализацию университета, а также интернационализацию учебных программ, образовательных инноваций, совместных программ и развитие межкультурных и международных компетенций.