• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как ДМС сказывается на отношении к здоровью

Исследователи Питерской Вышки выяснили, что условия покупки ДМС влияют на внимание человека к своему здоровью. Если ДМС куплен за счет личных средств, то страхователь склонен относиться к нему более внимательно, чем тот, у кого полис входит в социальный пакет трудоустройства.

©ISTOCK

Рынок ДМС

Добровольное медицинское страхование (ДМС) появилось в России в 1991 году, и до 2004 года его доля стремительно увеличивалась. Это было связано как с появлением новых страховых компаний, так и с ростом количества частных клиник. В среднем заключается 9-11,4 млн договоров ДМС в год. То есть дополнительным медицинским страхованием пользуются 6-8% населения страны.

Основными покупателями ДМС считаются корпорации. На их долю приходится 95% договоров в Москве и Санкт-Петербурге. Страховщикам выгодно работать с юридическими лицами, так как это снижает риск так называемого отрицательного отбора.

Отрицательным отбором называется заключение договора ДМС с клиентом, текущее состояние которого неизвестно и которому потенциально может требоваться дорогостоящее медицинское обслуживание. Как правило, те, кто покупают ДМС индивидуально за свой счет, делают это, заранее предполагая грядущие высокие расходы на собственное здоровье.

Юридическим лицам, в свою очередь, приобретение ДМС позволяет получить льготы по налогообложению, а также покрыть расходы на медицинский осмотр своих сотрудников.

Оппортунизм

Оппортунизм или недобросовестное отношение страхователя к собственному здоровью считается одним из основных рисков страховщиков на рынке постконтрактного добровольного медицинского страхования. Насколько такое поведение свойственно для россиян-держателей полисов ДМС, выяснили исследователи Международного центра экономики, управления и политики в области здоровья НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Андрей Аистов и Екатерина Александрова.

Для измерения уровня оппортунизма исследователи сравнили частоту посещения врачей, объем и интенсивность потребления табачных изделий и алкоголя, физическую активность, а также субъективную самооценку здоровья респондентов трех групп.

Исследование проводилось на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) за 2000-2015 годы. Общее число опрошенных составило более 211 тыс. человек (121 тыс. женщин, 90 тыс. мужчин). В первую группу (203,8 тыс. человек) вошли те, у кого нет договора ДМС вообще. Во вторую (1 тыс.) — те, кто купил ДМС за свои деньги. И в третью (6,4 тыс.) — держатели корпоративных полисов добровольного медицинского страхования.

Гендерные особенности

Статистический анализ показал, что женщины самостоятельно оплачивают ДМС чаще мужчин (16,5% против 10,9%). Кроме того, они чаще посещают врачей вне зависимости есть ли у них полис добровольного медицинского страхования или нет. Связано это отчасти с тем, что у мужчин в целом более высокая самооценка собственного здоровья, чем у женщин.

Отмечается, что страхующиеся женщины в среднем больше курят, чем нестрахующиеся, вне зависимости от того, самостоятельно они оплачивают ДМС или пользуются корпоративным полисом. Однако при получении полиса наблюдается тенденция к снижению объема потребляемого табака среди женщин.

У мужчин, приобретающих полис ДМС за свой счет, увеличивается физическая активность. У женщин такого эффекта нет.

Эффекты ДМС

В целом результаты исследования выявили разницу в поведении застрахованных лиц, купивших полис самостоятельно и получивших его от работодателя. В обоих случаях частота посещения врачей увеличивается. Однако те, кто платили сами, начинают больше заботиться о собственном здоровье. Вероятно, это вызвано тем, что врачи заставляют их обратить внимание на свое питание, физическую активность и т.п. В результате они начинают больше заниматься спортом и меньше употреблять табачную продукцию и алкоголь. Как следствие, их субъективная оценка собственного здоровья возрастает — они чувствуют себя лучше. Таким образом, можно наблюдать положительный эффект от использования ДМС.

В то же время у респондентов, пользующихся корпоративным полисом ДМС, наблюдается снижение самооценки личного здоровья и признаки оппортунического поведения. В частности, застрахованные начинают чаще потреблять алкогольные напитки. Причины такого поведения должны стать предметом отдельного исследования. Однако соавтор данной работы Екатерина Александрова связывает это с возможной реакцией застрахованных на поставленные им диагнозы, учитывая тот факт, что при наличии полиса люди чаще обращаются к врачам.

Источник: IQ.HSE