Николай Карамзин: историк — не летописец и должен быть правдив
Одним из заветных желаний Николая Карамзина, великого русского писателя, историка и реформатора языка было отдать должное истории Российского государства. Сделать его описание общедоступным, понятным и правдивым. О его пути — новая статья в цикле «Великие мечтатели».
Масоны, революция и сентиментализм
Родился Николай Михайлович 1 (12 по старому стилю) декабря 1766 года в Симбирской губернии, в потомственной дворянской семье. В 12-летнем возрасте родители отправили его учиться в Москву, в пансионат Иоганна Шадена. После учебы он некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку, а затем вернулся в родные края, где вступил в масонскую ложу «Золотого венца». Это событие сыграло важную роль после возвращения в столицу — почти 4 года молодой писатель провел в обществе товарищей по ложе, что значительно отразилось на его последующем творчестве.
В 1789 года Николай Карамзин отправляется в длительное путешествие по Европе. Основной интерес был связан с посещением главных центров европейского просвещения: Лондона, Парижа, немецких и голландских городов. Также Карамзин повстречался с Иммануилом Кантом и стал свидетелем Великой французской революции, чрезвычайно его вдохновившей. Именно после европейского турне имя Карамзина становится известным — благодаря привезенным очеркам «Письма русского путешественника».
Сразу после «Писем» писатель принимается за повесть «Бедная Лиза», признанную образцом русской сентиментальной литературы. Произведение было первым в своем роде: без поучений и наставлений, призванное вызвать чувство сопереживания героям. Здесь же автор положил начало реформации письменного языка: в тексте нет славянизмов, церковнославянской лексики и высокопарности. Благодаря этому повесть читается легко и приятно.
Карамзин сделал литературу гуманною
Затем Николай Михайлович занялся журналистикой. Он издает первый русский литературный журнал — «Московский журнал», в котором публиковал современные сочинения западных и российских авторов. Успех издания сделал сентиментализм основным литературным течением современности. Однако продолжалось это не долго: после ряда публикаций писатель чуть не оказался под следствием, а журнал закрылся.
Следующие несколько лет Карамзин провел по большей части в деревне, и, несмотря на цензурные запреты, выпустил сборники «Аглая» и «Аониды». Здесь же происходит переосмысление идей Великой французской революции и намечается переход к консервативным, монархическим взглядам.
Но время, опыт разрушают
Воздушный замок юных лет...
...И вижу ясно, что с Платоном
Республик нам не учредить…
Н.М. Карамзин
Посвятить себя истории
В первые годы XIX века Николай Карамзин все дальше уходит в сторону публицистики и развития философских идей. Это увлечение постепенно выливается в создание исторических трудов, которые вскоре принесли ему признание авторитетного историка. И 31 октября 1803 года по указу императора Александра I Карамзин получает титул Историографа. После чего Карамзин полностью отказывается от литературной деятельности и переключается на историю.
Последующие 22 года были целиком посвящены созданию истории Российской империи. Цель была глобальная: создать комплексное исследование для широкой (в том числе и иностранной) публики, раскрывающее все самое достойное и привлекательное в русской истории. Внимательно и скрупулезно исследователь изучал многочисленные источники: древние летописи, документы из множества архивов, материаламы коллегии иностранных дел и т. д. Он отмечал, что историк должен стремиться к пониманию внутренней логики происходящих событий, должен быть «правдив», и никакие пристрастия и представления не могут служить оправданием искажения исторических фактов.
Одним из интересных открытий на этом пути стала находка описания первых европейских походов в Индию — «Хождение за три моря» Афанасия Никитина — в рукописи XVI века. Карамзин опубликовал его в 1821 году.
Первые 8 томов «Истории государства Российского» вышли в печать в феврале 1818 года огромным для того времени тиражом — 3 тысячи экземпляров. Книги были раскуплены за считанные дни.
Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом
А.С. Пушкин
Многолетняя упорная работа Николая Карамзина не была завершена до конца: последний, 12 том «Истории...» был выпущен уже после его смерти и рассказывал о событиях Смутного времени. Тем не менее, исследователи сходятся во мнении, что именно эти книги стали важной вехой в становлении российского национального самосознания.
Николай Карамзин занял важное место в российской культуре благодаря искреннему интересу, скрупулезности, а также личному обаянию и эрудиции. И конечно, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам: как истинный представитель екатерининской эпохи, он совмещал идеи Просвещения с политическим консерватизмом, что подарило ему прекрасную возможность заниматься главным трудом своей жизни.
А.И. Герцен