• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Джефф Безос: от продажи книг до полета на Луну

Интернету в 1990-х годах пророчили стать «рок-н-роллом XXI века», а Джеффа Безоса нередко называли новым Элвисом Пресли. Предприимчивый и чуткий к веяниям эпохи, Безос сумел первым использовать потенциал сети и создал эталон онлайн-торговли, интернет-магазин Amazon. Рекордные доходы с этого проекта миллиардер теперь направляет на новую мечту — освоение космоса.

Солнечная микроволновка и основание Amazon

Любопытный и изобретательный Безос уже в детстве разбирал на детали все устройства из отцовского гаража и создавал собственные — например, «солнечную микроволновку» из фольги и зонта. Со школы привыкший быть отличником, в 1986 году Безос блестяще окончил факультет компьютерного обеспечения Принстонского университета и получил много карьерных предложений. Молодой специалист сменил несколько мест работы и стал сотрудником инвестиционно-управленческой компании D.E.Shaw. За четыре года он прошел путь от технического мастера до старшего вице-президента.

Безос чутко улавливал и анализировал веяния эпохи. Поэтому он вовремя обратил внимание на расцвет интернет-технологий. Взрывной рост сети начался в 1994 году и достигал 2300% в год. Именно тогда Безос решил оставить стабильную и высокооплачиваемую работу ради мечты открыть свой интернет-магазин.

В поисках ниши для сетевой торговли Безосу помогла его жена, будущая писательница. Она подала идею продавать в интернете книги. Для их приобретения не нужен предварительный просмотр или примерка, а конкуренцию тогда составляли лишь компании, продающие книги по почте. Но их ассортимент был сильно ограничен, и они во многом уступали интернет-магазину по удобству заказа. 

Офис решили разместить в Сиэтле. Сначала компания называлась Cadabra, но позже получила имя Amazon — в честь самой большой в мире реки. Постепенно система прошла тестирование и начала получать первые заказы, которые Безос лично отвозил на почту.

Столы из дверей и другие принципы

Свой первый рабочий стол Безос сделал сам из недорогой деревянной двери. Именно тогда в компании закрепился существующий и по сей день принцип жесткой экономии: в офисах нет цветных принтеров, дорогой мебели и предметов роскоши. Столы, кстати, до сих пор делаются из дверей — как символ экономии. Безос объясняет такой подход стремлением направлять большую часть средств на улучшение качества услуг.

Клиентоориентированность — другой ключевой принцип Amazon. Команда Безоса с самого начала стремилась сделать интернет-магазин чем-то вроде социальной сети, где покупатели могут обмениваться мнениями о книгах. Однажды среди пользователей провели опрос, после которого ассортимент Amazon значительно расширили. Клиенты хотели приобретать на сайте не только книги. Тогда Безос понял, что из-за удобства люди готовы покупать в интернете все, что угодно. Так Amazon начал продавать и другие товары. Компания стала первой практиковать «покупки в один клик», систему отзывов и функцию подтверждения заказа по электронной почте. 

Проект вышел на прибыль в начале 2000-х годов и спустя семь лет заработал $5 млн чистой прибыли при годовом обороте, превышающем $1 млрд. Тогда же у Amazon появились действительно крупные конкуренты — Google и Apple.

В бизнесе можно ориентироваться на конкурентов или на клиентов. Те, кто ориентируются на конкурентов, теряют инициативу. А тот, кто все внимание уделяет клиентам, имеет большие шансы оказаться на коне.

Джефф Безос

Сейчас Безос продолжает экспериментировать со своим главным проектом: предлагает доставку товаров дронами, создает голосовых помощников и мечтает запустить сеть оффлайн-магазинов без касс.

Мальчишеская мечта

Amazon стал ключевым проектом Безоса, но энтузиазма предпринимателя хватает и на другие начинания. Среди них оказалась детская мечта о покорении космоса. В 2000 году Джефф Безос основал компанию по развитию космического туризма Blue Origin. Она не так громко обсуждается, как SpaceX, но тоже может похвастаться серьезными успехами.

Испытания беспилотных космических кораблей начались в 2015 году, а в ближайшее время компания планирует отправить в космос и людей. В 2020 году Blue Origin намерена прилуниться на спутнике Земли. Безос мечтает построить на Луне базу с электромагнитной пушкой для запуска грузов на орбиту. Бизнесмен всерьез загорелся мечтой о космосе и инвестирует в нее прибыль от своего первого проекта.

Говоря откровенно, сейчас я инвестирую в Blue Origin прибыль от успехов Amazon. Каждый раз, когда я продаю свои акции, я могу отправить еще больше денег команде Blue Origin.

Джефф Безос

В начале октября Джефф Безос занял первое место в рейтинге богатейших американцев Forbes, потеснив Билла Гейтса. А Amazon тем временем стала второй в мире компанией после Apple, которая перешла порог капитализации в $1 трлн. Кроме крупнейшего интернет-магазина и аэрокосмической компании, в активах Безоса числится издательский дом The Washington Post и венчурный фонд Bezos Expeditions. Устремления Безоса растут с космической скоростью, и, возможно, совсем скоро о нем будут говорить не меньше, чем об Илоне Маске.