• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фердинанд де Соссюр: влюбиться в слово и изменить мир

Является ли лингвистика полноценной областью научного знания? Безусловно! И доказал это Фердинанд де Соссюр — блестящий швейцарский ученый, ставший одним из отцов-основателей современного языкознания. О том, как искренняя любовь к делу способна изменить мир, читайте в новом материале рубрики «Великие мечтатели».

Фердинанд де Соссюр: влюбиться в слово и изменить мир

«Время меняет все, и нет причин исключать язык из этого универсального закона»
Фердинанд де Соссюр

Истоки идей

Фердинанд де Соссюр родился в семье потомственных ученых и с раннего детства проявлял удивительные способности к наукам. Среди его прославленных родственников — Теодор де Соссюр, основатель физиологии питания растений, Орас Бенедикт де Соссюр, заложивший основы современного альпинизма, Анри де Соссюр — энтомолог, существенно расширивший коллекцию насекомых в Женевском музее естественной истории. 

В соответствии с семейной традицией, Фердинанду прочили блестящую карьеру в естественнонаучном направлении. Однако он видел свою судьбу иначе. Уже к 14 годам он знал греческий, латынь и санскрит, а в 17 лет написал эссе со сравнительным анализом нескольких языков.

Первую известность ученый получил благодаря работе «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках». В ней высказано предположение, что современные языки индоевропейского происхождения имеют общий праязык и ряд гласных звуков, утерянных в процессе эволюции. Он предположил, что следы этих звуков можно обнаружить с помощью изучения индоевропейского корня и чередования гласных, и по сохранившимся следам предсказал их характер. Реконструировать утерянные элементы он смог потому, что язык рассматривал как целостную систему, определяемую отношениями между своими элементами.

Работа вызвала неоднозначную реакцию и множество споров в ученой среде. Но гипотеза Соссюра подтвердилась несколько десятилетий спустя — благодаря исследователям хеттского языка, обнаружившим утерянную гласную. Сегодня «Мемуар» считается триумфом созданного ученым структурного метода.

Новый вектор лингвистики

В последующие годы де Соссюр изучал другие древние и современные языки, преподавал в Париже и Женеве. А в 1906 году получил звание профессора, возглавил кафедру общей лингвистики и прочел курс лекций, принесший ему всемирную славу и направивший лингвистическую науку в новом направлении.

Современники отмечали, что Фердинанд де Соссюр был абсолютным перфекционистом и считал, что его идеи требуют доработки. Вероятно, именно из-за этого «Курс общей лингвистики» был составлен его учениками Шарлем Балли и Альбером Сеше на основе материалов лекций и идей, высказанных в частных беседах. Большинство этих идей уже принято за аксиому:

— в речевой деятельности необходимо различать язык (правила грамматики) и речь (использование слов и фраз в конкретной ситуации). Язык — это система условных норм и средств, а речь — форма существования этой системы;

— речевая деятельность состоит из трех аспектов: физического (распространение звуковых волн), физиологического (движение от органов речи к акустическому образу и обратно), психического (психические понятия и представления о физическом звучании);

— хотя язык не существует вне речевой деятельности индивидов, он является основанием всех явлений речевой деятельности;

— язык составляют языковые сущности — знаки, состоящие из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Причем означающее и означаемое связаны произвольно, между ними нет естественной связи, а означающее обязательно обладает протяженностью во времени;

— есть 2 подхода к исследованию языка: диахронический (исторический и описательный) и синхронический (дескриптивный). Лингвистическое исследование адекватно только когда учитывает оба аспекта языка.

Запечатлено в веках

Многие из идей при жизни ученого вызывали неприятие и споры, но это — частая судьба людей, опережающих свое время. К счастью, Фердинанд де Соссюр сумел пережить эту драму, и последовательно отстаивал идеи, в которые вложил всю свою душу. И вот результат:

— в лингвистике его идеи привели к пересмотру традиционных методов и дали начало новым направлениям языкознания: структурной лингвистике и семиотике — науке о знаках и знаковых символах (сам ученый называл ее семиологией);

— в философии его подход к изучению языков стал первоисточником структурализма;

— он вырастил целую плеяду талантливых учеников и последователей — Антуана Мейе, Мориса Граммона, Шарля Балли, Альбера Сешэ и других.

 Вот так, с печатью гения, совсем молодым вступил Соссюр на научное поприще… Драме Соссюра суждено было преобразить лингвистику

Эмиль Бенвенист