• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая революция

Об индустрии 4.0 и цифровой трансформации бизнеса говорят не первый год. Но в России эти события кажутся далеким и весьма туманным будущим. Могут ли российские компании побороться за место в цифровом мире? Реально ли перевести традиционный бизнес на принципиально новые модели? И, главное: есть ли место человеку среди технологий и машин? На эти вопросы студентам Питерской Вышки ответили эксперты из разных индустрий.

Круглый стол “Цифровая трансформация компаний: на гребне волны” прошел в Питерской Вышке в рамках международной конференции Analytics for Management and Economics Conference. В дискуссии приняли участие Вячеслав Нестеров, заместитель директора НИУ ВШЭ — Санкт-Петербурге, Пол Тернер, вице-президента CIMA по Великобритании и Северной Ирландии, Анна Палехова, руководитель IT практики HAYS Recruiting experts worldwide, Дмитрий Носанов, финансовый директор АО "Санкт-Петербургская авиаремонтная компания" (СПАРК), Инга Петряевская, сооснователь Tvori.

Во время дискуссии они поделились своими мнениями о готовности российских компаний к цифровой трансформации и выделили основные компетенции, необходимые специалисту для успешной работы в меняющейся среде.

Пол Тернер: CIMA уже почти сто лет объединяет экспертов по управленческому учету и финансовому менеджменту. В эру цифровой трансформации мы с коллегами попытались понять, какое будущее ожидает специалистов в области управления бизнесом. Сегодня я хочу представить результаты нашего небольшого исследования.

Анализируя происходящие процессы, мы выделили четыре основных драйвера изменений. Во-первых, это институциональные и системные изменения: глобализация, геополитические перестновки. Из последнего это, конечно, брексит. Сейчас никто не знает, что будет дальше, и на что повлияет выход Великобритании из Европейского союза. Во-вторых, человеческие ресурсы. Нас уже семь с половиной миллиардов, и численность населения Земли продолжает расти. При этом люди живут дольше и дольше сохраняют трудоспособность. Следующий драйвер — изменения на рынке. Сегодня у потребителей гораздо больше прав и возможностей, чем мы могли себе представить. Чтобы сохранить лояльность клиентов, бизнесу приходится работать усерднее и совершенствовать свой сервис. И, наконец, технологии: автоматизация и цифровизация без преувеличения меняют наш мир. 

К прорывным технологиям я могу отнести искусственный интеллект, автономные транспортные средства, анализ больших данных и облачные технологии, кастомизированное производство и 3D-печать, интернет вещей, социальные медиа, роботов и дронов, блокчейн. 

Чтобы быть успешным в новой цифровой среде, необходимо развивать дополнительные компетенции: технические и предпринимательские навыки, коммуникабельность, лидерство. Эти компетенции должны стоять на прочном фундаменте из объективности, честности и этического поведения. Важными качествами становятся ответственность и смелость в принятии решений (подробнее о CGMA Competency Framework). 

Цифровизация и автоматизация структурно меняют рынок труда, бизнес перестраивается на современные технологические процессы. Чтобы не остаться без работы в самое ближайшее время, вы должны обладать базовой цифровой грамотностью: уметь собирать и обрабатывать информацию, создавать контент, коммуницировать в цифровой среде, иметь представление об информационной безопасности. Чтобы быть конкурентоспособным, учитесь новому всю жизнь. Будьте креативными, многозадачными, гибкими — это основа цифрового мышления.

Анна Палехова: Тенденции, о которых рассказал Пол в контексте мировых изменений, актуальны и для нашей страны. С одной оговоркой: Россия отстает от Запада на 5-10 лет. На передовой диджитализации у нас находятся банковская сфера, телекоммуникации, нефтегазовая отрасль и ритейл. У компаний из этих сфер уже сформировался массовый запрос на диджитал-специалистов. При этом количество вакансий с каждым годом увеличивается. 

HAYS занимается подбором персонала для самых разных индустрий. Приведу вам только основные направления, по которым мы регулярно ищем специалистов: автоматизация, управление бизнес процессами, мобильная и веб-разработка, сбор, хранение и анализ данных, архитектура проектов (solution and software architecture), сетевая инженерия. Посмотрите, насколько это комплексные специальности. И в каждой компании, стремящейся к прогрессу, к цифровой трансформации, вы будете иметь дело со всеми этими направлениями. 

Инга Петряевская: Хочу добавить для студентов нетехнических специальностей, коих тут большинство: не бойтесь! Цифровая трансформация затрагивает не только гиков и айтишников. Когда перед нами встала задача изменить целую корпорацию, мы поняли, что большинство задумок застревало на чистом менеджменте. Люди не знали, что такое гибкость, как принимать решения, у них не было правильного вектора развития. На компетентных, умных менеджеров существует огромный запрос. Так что не волнуйтесь, в мире цифровых компаний для вас существует множество вакансий.

Вячеслав Нестеров: Инга безусловно права. Яркий пример — Джек Ма, основатель Alibaba Group, который в университете изучал английскую литературу. И это не помешало ему создать одну из самых успешных цифровых компаний. 

Если говорить о России, то на мой взгляд, наш бизнес можно условно разделить на две группы. Первая — это компании с историей, устоявшейся клиентской базой и классическим подходом к производству товаров и услуг. Они долго и достаточно успешно работают на рынке, но совершенно не готовы к цифровой трансформации. Вторая группа — молодые и, обычно, небольшие компании, не скованные рамками. 

Дмитрий, расскажите, пожалуйста, как на вашем предприятии — классическом представителе первой группы — происходит переход к диджитализации и с какими вызовами вы сталкиваетесь?

Дмитрий Носанов: Честно говоря, я в первый раз нахожусь в подобной роли: обычно я задаю вопросы, а тут мне нужно на них отвечать. Для начала, немного расскажу вам о своей компании.

Я финансовый директор АО “СПАРК” — локальной компании из Петербурга, которая работает глобально. Мы занимаемся капитальным ремонтом и модернизацией гражданских вертолетов. Наши клиенты разбросаны по всему миру: Азия, Африка, Латинская и Южная Америка. “СПАРК” — это сервисное предприятие, из чего вытекают определенные особенности. 

На пайплайне продукта мы расположены в зоне послепродажного обслуживания. Пока наш бизнес находится не на гребне волны цифровой трансформации, а в самом ее начале. Конечно, все наши финансовые процессы и документооборот автоматизированы. Но главный вызов, который стоит перед всем бизнесом и конкретно предо мной — найти место цифровизации внутри компании, внутри производственного процесса. “В чем же сложность?” —  спросите вы. А сложность в том, что наша работа — это работа руками, 99% всего ремонта делается вручную. Второй момент: за год через нас проходит порядка 40 вертолетов. Для рынка это огромное число, у наших конкурентов обычно бывает по 10-15 машин в год. И все эти сорок вертолетов абсолютно разные: разные модели, модификации, истории полетов.

Поэтому для меня главный вызов заключается в следующем: как автоматизировать бизнес-процессы без ущерба качеству? Мы пытаемся найти место новым технологиям, но пока от большинства задумок приходится отказываться по причине того, что в итоге они мешают здоровой работе.

Вячеслав Нестеров: Соглашусь с Дмитрием: разные индустрии имеют разный потенциал к цифровизации. Если процессы в банковской сфере достаточно понятно автоматизируются, то такие компании, как ваша, очень консервативны в используемых технологиях.

Существует огромная разница между классическими и диджитал-компаниями. В классических компаниях IT — это сервис, который помогает управляться с бизнес-процессами. В диджитал компаниях IT — это ядро, вокруг которого строится все остальное. Примером могут служить Mercedes и Tesla. И те, и другие производят автомобили, но насколько же отличается процесс.

Инга, вы являетесь сооснователем Tvori — компании, которая занимается виртуальной реальностью и чей продукт является полностью цифровым. Пожалуйста, поделитесь своим опытом.

Инга Петряевская: Три года назад я была модератором похожей дискуссии, которая называлась “Цифровая трансформация предприятий”. Дело происходило в Москве, на сессию пригласили IT-директора “Газпром-нефти”, руководителя IT подразделения Ростелекома, представителей Сбербанка и одного совершенно неожиданного участника — главу сектора информационных технологий Мариинского театра.

И я, и аудитория была удивлены: цифровая трансформации и парень из Мариинского? Но представьте себе, что в сфере искусства используются более продвинутые IT-решения и анализ данных чем, например, во многих банках России! Сегодня неоднократно говорили о том, что одни индустрии подвержены цифровой трансформации сильнее, другие слабее. Но мне кажется, что все зависит от конкретной компании. Один из самых впечатляющих дата-центров, которые я когда-либо видела, находится в Ватикане. Там хранятся петабайты информации, сотни и тысячи тысяч оцифрованных книг. Каждый из вас может зайти на сайт Ватикана и прочесть что-то из их огромной коллекции.

Я всегда стараюсь транслировать одну мысль: сегодня вокруг нас происходит не цифровая трансформация, а цифровая революция. На протяжении 14 лет я работала в таких IT гигантах как Simens и Dell EMC. А сейчас моя небольшая компания меняет Голливуд: кинематограф и анимацию. Я была удивлена, но специалисты из сферы развлечений разговаривают на том же языке, что и другие IT-компании.

Недавно на Game Developers Conference в Сан-Франциско выступала глава Disney Research. Она рассказывала, что еще 5 лет назад не могла себе представить, чтобы Disney, наравне с IBM и Google, был главным спонсором конференции по искусственному интеллекту. Но компании типа Disney и Paramount изменяют среду вокруг себя. Вы знаете, что для производства фильмов и анимации нужны миллионы долларов. И большая часть бюджета уходит не на гонорары ведущим актерам, а на препродакшн. Между сценарием, изложенным на бумаге, и походом в кино проходит, в среднем, около четырех лет. Но сейчас часть этой работы — раскадровку и аниматику — можно доверить искусственному интеллекту, что значительно сокращает время и стоимость кинопроизводства.

Новые технологии позволяют небольшому бизнесу успешно конкурировать с крупными компаниями. Это справедливо и в сфере развлечений, и в банковской отрасли. Посмотрите на такого гиганта как Сбербанк и на Тинькофф Банк, у которого нет ни одного офиса. Все процессы и взаимодействие с клиентами происходит через интернет. И подобная ситуация происходит во всех индустриях: вы можете быть очень успешными на рынке, обслуживать огромное количество людей и при этом оставаться локальной компанией. Если вы адаптируете новые технологии, такие как виртуальная реальность или блокчейн, под свои цели, вы можете выполнять те же задачи намного быстрее и с меньшими затратами. Это демократизация.

В завершение небольшое напутствие: будьте открытыми ко всему новому. Чтобы стать руководителем высшего звена в крупной корпорации, вы должны разбираться в технологиях и знать, как их применять. Больше читайте. И не бойтесь: ваши навыки обязательно будут оценены по достоинству.