• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Библиотека Мити Харшака

Если вы уже счастливый студент новой бакалаврской программы «Дизайн» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург или только готовитесь на нее поступить, вам очень пригодится подборка книг и журналов, которую рекомендует академический руководитель программы Митя Харшак.

Студия Проектор

[Как)

«Искать и находить на сайте редакции, на Avito и у букинистов любые номера журнала [kAk). Каждый номер — шедевр!», – первая рекомендация дизайнера, учредителя и главного редактора журнала «Проектор», отца-основателя одноименной студии, авторитетного практика и академического руководителя бакалаврской программы «Дизайн» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Мити Харшака.

Первый номер журнала [kAk) вышел в 1997 году, и с тех пор каждый его выпуск подробно освещает одну выбранную тему, например, дизайн упаковки, дизайн книг, журнальных обложек или промышленный дизайн. Номера, посвященные особенности зарубежного дизайна, готовятся совместно со швейцарскими, японскими, американскими, французскими, индийскими, иранскими и хорватскими дизайн-студиями.

От А до Я

«Книга про буквы от А до Я» от художника и дизайнера Юрия Гордона поможет дизайнеру найти ответ на вопрос, почему наши знаки для письма не столь красивы, как их латинские родственники, и что с этим может сделать (не обязательно профессиональный шрифтовик). Юрий Гордон не только привел историю, виды, типы, индивидуальные свойства и анатомию букв, но и много внимания уделил логотипам, всевозможным элементам типографики и визуальной коммуникации.

Первую полноценную цифровую гарнитуру — ФаРер — Юрий Гордон сделал в 1996 году, а заниматься шрифтом как дизайнер начал еще в 1976 году.  В творческой копилке автора лишь за последние годы набралось более 300 шрифтов для различных компаний и организаций. Он делает одновременно текстовые, акцидентные, сверхакцидентные шрифты, леттеринг, каллиграфию, шрифтовые иллюстрации, визуальную поэзию, реализует художественные проекты, основанные на типографике, создает программы для работы со шрифтом и, конечно, является одним из основателей студии оригинальных кириллических шрифтов «Леттерхед».

Цвет и форма

На своих занятиях швейцарский художник, теоретик искусства и педагог Иоханнес Иттен (1888-1967), получивший всемирную известность как создатель первого учебного курса Баухауза, значительное внимание уделял образному восприятию формы. С точки зрения автора, «входить в образ» формы можно даже через музыку и ритмические упражнения. Он признавался, что главной задачей считал необходимость развить в будущих художниках, архитекторах, дизайнерах обостренное чувство формы и материала, научить творчески мыслить в любых ситуациях. Свое воплощение теория Иоханнеса Иттена нашла в его книге «Искусство формы».

«Искусство цвета» знакомит с закономерностями цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования. Она написана на основе наблюдений художника за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов.

Вместе обе книги представляют собой своеобразную систему подготовки художников и дизайнеров, которая должна особенно импонировать начинающим мастерам, поскольку не подавляет личность, а напротив помогает выбрать свой путь, не теряя уверенности в своих силах. Уже почти сто лет эти две книги лежат в основе систем дизайн-образования во всем мире.

Руководство

Книга немецкого типографа, дизайнера, преподавателя и писателя Яна Чихольда «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера» – это базовые принципы типографики модернизма и описание свойственного ей функционального подхода к оформлению печатных материалов. Эта монография будет интересна как источник предельно ясных и четких, хотя и устаревших, правил оформления печатных материалов. Стоит учитывать, что книга впервые увидела свет в 1928 году.

В «Новой типографике» приводится доскональное и увлекательное исследование, охватывающее широкий круг вопросов – от теорий социального критицизма и истории искусств до возрастающей важности фотографии в графическом дизайне.

Ян Чихольд внес огромный вклад в развитие графического дизайна и типографики XX века, и настоящий дизайнер обязательно должен прочесть одну из его ключевых книг.

Типографика

Еще одна книга, которую Митя Харшак настоятельно рекомендует состоявшимся и будущим дизайнерам включить в свою библиотеку – «Типографика» Эмиля Рудера. В ней рассмотрены разнообразие идей и композиционных возможностей типографики, проблемы художественной формы, с которыми типограф сталкивается в работе. Как и другие авторы упомянутых в этой подборке книг, Эмиль Рудер многие композиции показал на примере своих собственных произведений или работ своих студентов.

Автор книги был одним из первых, кто отказался от традиционных правил типографики и создал новые, отвечающие духу времени. Адриан Фрутигер написал о «Типографике»: «Эмиль Рудер воспринимал пространство листа не только как бумажную основу для печати шрифта и элементов украшения. Он считал, что незапечатанная поверхность так же важна, как и изображение. Каждая типографическая работа становится произведением, в котором черное и белое гармонично дополняют друг друга; часто создается эффект глубины, когда глаз проникает в третье измерение, следуя линиям и изобразительным рядам».

Typomania

В качестве источника вдохновения и свежих идей Митя Харшак предлагает регулярно интересоваться всеми изданиями Международного фестиваля Typomania. Это мощный культурно-образовательный проект, посвященный шрифту,  типографике, каллиграфии, моушн-дизайну и интерактивному дизайну. Вот уже 6 лет подряд он проходит в Москве и ряде других российских городов, объединяя в своей программе плакатные и книжные выставки, лекции, мастер-классы российских и иностранных специалистов, конкурс типографического видео, ярмарку, тусовку. В центре внимания — буква, слово, язык, коммуникации.

Проектор

И, естественно, «Проектор» — журнал академического руководителя программы «Дизайн». Вот что написал о нем президент биеннале «Золотая пчела» Сергей Серов:

«Алвар Аалто, Герберт Байер, Макс Билл, Алексей Бродович, Массимо Виньелли, Карл Герстнер, Джо Коломбо, Эль Лисицкий, Раймод Лоуи, Филиппо Маринетти, Ласло Мохоли-Надь, Йозеф Мюллер-Брокманн, Герит Ритвелд, Эмиль Рудер, Вальдемар Свежи, Этторе Соттсасс, Адриан Фрутигер, Армин Хофманн и т.д. Живая история дизайна. Маджид Аббаси, Филипп Апелюа, Джонатан Барнбрук, Мишель Буве, Мартин Вудтли, Милтон Глейзер, Лекс Древински, Мирко Илич, Алекс Йордан, Стефан Загмайстер, Катрин Заск, Алан Ле Кернек, Анетт Ленц, Пека Лоири, Люба Лукова, Винсен Перротье, Кари Пииппо, Карим Рашид, Ян Ван Торн, Иван Чермаев, Хельмут Шмид, Ральф Шрайфогель и другие зарубежные звезды дизайна. Петр Банков, Юрий Гулитов, Игорь Гурович, Максим Жуков, Дмитрий Кавко, Эркен Кагаров, Борис Трофимов, Владимир Чайка, Фалдины и другие российские мастера. Весь сегодняшний день дизайна в лицах. Американский, голландский, финский, французский, швейцарский дизайн. Путеводитель по главным национальным школам дизайна. Множество других тем, раскрывающих дизайнерскую профессию со всех сторон.

Что это – энциклопедия дизайна? Учебное пособие для студентов-дизайнеров? Справочник по всем вопросам современного дизайна? Панорама дизайнерской художественной жизни? Все это и многое другое – журнал, который вот уже 10 лет издает в Санкт-Петербурге Митя Харшак.

Само его название – «Проектор» – говорит про многое. Про посвященность проектной культуре, системообразующим стержнем которой является дизайн. А в самой проектной культуре и в самом дизайне на позиции лидера вышел графический дизайн, и журнал «Проектор» основное внимание посвящает именно ему.

Графический дизайн всегда работал со шрифтами, типографикой, знаками, образами, информацией, и сегодня, в постиндустриальном информационном обществе, все это становится носителем смыслов, которые развеществляют материальный мир, проецируют его на экраны современной культуры, которую так и называют – экранная культура.

Проектор – это и создающий изображения оптический прибор, в котором работают лучи света, световой поток, и главная миссия журнала «Проектор» – просветительство.

Геометрия может строить множество проекций одного и того же предмета – параллельные, ортогональные, центральные, прямоугольные, аксонометрические и т.д. Проекции применяются в картографии и живописи, в архитектуре и инженерном деле, физике и астрономии, психологии и философии. Множество ракурсов, точек зрения, подходов, взглядов, мнений. А по латыни projectio – выбрасывание вперёд, и это ведь тоже всё о нём – о журнале «Проектор».

Но главная проекция – личности главного редактора на все это. Его жизни, его души, его энергии, его эмоций, его интересов. Журнал «Проектор» – как личный дневник. А личность эта – неординарная. Человек-оркестр. Автор и исполнитель. Дизайнер, художник, фотограф, исследователь, критик, эксперт, журналист, телеведущий, шоумен, организатор, редактор, педагог…  Человек-антидепрессант, оптимист, романтик, не способный существовать в унылой рутине, все превращающий в праздник. Таким и должен быть современный дизайнер».