• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Питерская Вышка участвует в социально-экономическом развитии территорий

25 июня были подведены итоги первого этапа исследования НИР «Оценка эффективности социокультурных проектов на социально-экономическое развитие территорий», которое НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург ведет по заказу и при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Для участников отчетного семинара,  а это руководители организаций культуры, представители администрации района, эксперты и исследователи – тема встречи не была  необычной. Изменения в малых городах через социокультурные проекты – это конкретный результат работы лидеров территорий, которые работают с местным сообществом, и структур, поддерживающих подобные инициативы.

Так,  благодаря программе Фонда Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сел» реализованы уникальные проекты по развитию местных сообществ по всей стране. А конкретным результатом стали не только новые проекты, но и партнерские сети организаций, которые начали устойчиво работать на малых территориях, вовлекая местных жителей в процесс изменений. Одним из районов, который стал победителем на всех этапах конкурса, стал  Волосовский район Ленинградской области. И в рамках исследования несколько поселений данного района выступили объектом пилотного исследования. Опыт развития данной территории интересен моделью успешного взаимодействия предпринимательских и социокультурных проектов, построения новых форм реализации социально-культурного проектирования. Так, благодаря первым проектам драйверам – «Деревенская практика в арт-усадьбе Кайкино» и «Дело в людях», которые реализованы АНО РИТКО «Творческие проекты «Кайкино»,  вырастает целая цепочка событий и проектов с участием различных организаций (домов культуры, музеев, администрации района, предпринимателей, общественных и художественных организаций), которая помогает жителям строить новую интересную среду, осваивать новые компетенции, выявлять и понимать ценности  места, создавать новые продукты и бренды. 

Темами дискуссии на семинаре стали вопросы про роль культуры в развитии территории: с одной стороны,  под культурой можно понимать смыслы и ценности людей, определяющие их поведение и формирующее образ будущего;  с другой - социокультурные практики, являются инструментом реализации и достижения изменений.  Опрос местных  жителей, который был проведен в рамках исследования,  позволил структурировать представления о ценностях жителей, связанных с местом их проживания, выявить то, чем они гордятся, и что готовы развивать. Возможность увидеть себя со стороны также стала результатом исследования, который отметили представители района. Необходимость работать над информационной доступностью территории, а также создавать ее репутацию и бренд, вместе с различными группами жителей и организациями искать основу идентичности места, и развивать сильные стороны района – является важной задачей социокультурных практик. Среди прочих достижений района в этом направлении, отметим успех фестиваля «Городской пикник», который уже 4-й год будет проводится в Волосовском районе. Запросы по этому фестивалю лидируют в статистике запросов из Санкт-Петербурга (согласно статистике Яндекс) в событийной линейке о культурных мероприятиях в г.Волосово.

Важной темой исследования стала роль «внешней силы», влияющей на развитие малых территорий. В каждом отдельном случае «внешняя сила» представлена различными субъектами – это и активные переселенцы, которые участвуют в развитии малых территории; и организации, осуществляющие внешнюю поддержку (фонды, государственные программы, выходящие за уровень местной и региональной власти, НКО, международные проекты, экспертные сообщества). Все программы и усилия работают, обеспечивая положительный синергетический эффект, если есть совпадение интересов и понимание общности целей развития. Исследование по Волосовскому району позволяет говорить о том, что такой компромисс возможен.  Дипломатичность и профессионализм конкретных людей - проводников изменений, готовность работать с людьми, налаживать диалог и поддерживать инициативы, позволяет достигать не только краткосрочных результатов, но и менять институциональную среду,  видение и поведение людей. Ярким примером таких результатов в районе может считаться то, что количество некоммерческих негосударственных организаций в социально-культурной сфере растет, а значит, реализуются проекты, важные для жителей, появляется возможность привлекать дополнительные ресурсы, осваивать новые компетенции и приобретать новый успешный опыт.

Результаты исследования позволяют говорить не только про успехи, но и отметить трудности, связанные с развитием территорий. Среди прочего участники семинара говорили о кадровом вопросе, который достаточно остро стоит в малых территориях; о сложностях взаимодействия и отсутствия информационного обмена между различными группами жителей; о несовершенных механизмах стратегического управления территориями; о необходимости решения задач, связанных с экономикой и инфраструктурой городов и поселений.

Отдельно исследователи отметили проблемы со сбором статистических данных, их разрозненность и труднодоступность. В целях оценки эффектов социокультурной деятельности недостаточно иметь только количественные показатели, отражающие динамику изменения показателей социально-экономического развития, поэтому в исследовании большое внимание уделено качественным методам – проведены опросы жителей и экспертов.

Исследование будет продолжено и предполагает изучение еще 4-х районов Северо-Западного федерального округа, демонстрирующих различные модели развития малых территорий. Команда проекта НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург благодарит Фонд Елены и Геннадия Тимченко за возможность реализации настоящего исследования; экспертов и участников исследования за активное содействие в его проведении; жителей и администрацию Волосовского района за отзывчивость и отклик. Для университета отдельным важным результатом работы является то, что студенты различных направлений включились в работу и приобретают опыт проведения прикладных исследований. В проекте участвует 11 студентов 2 и 3 курса бакалавриата различных направлений, студенты магистерской программы «Экономика впечатлений». Команда преподавателей также представлена междисциплинарным составом, исследование ведут Татьяна Адаменко, Светлана Богуславская, Ксения Кузьмина. и руководитель проекта на 1-м этапе – Марина Матецкая.