• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что толкает россиян на дело?

По данным Глобального мониторинга предпринимательства в 2016 г. 65,6% россиян высоко оценивали статус предпринимателя, а 28,4% оценили свои знания как достаточные для ведения собственного дела, тогда как 55,3% россиян сообщили, что страх провала останавливает их от создания собственного бизнеса. Экономические колебания слабо влияют на предпринимательские намерения Россиян.

Что толкает россиян на дело?

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Екатерина Александрова, доцент Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента
Ольга Верховская, доцент Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета
Кристофер Дж. Герри, профессор Колледжа Сент Энтони в Оксфорде

Исследование

Наибольшее влияние на наличие предпринимательских намерений оказывают: наличие в окружении (среди друзей и близких) предпринимателей (знакомство с предпринимателем); наличие достаточных знаний для создания и ведения собственного дела; положительное (позитивное) восприятие среды (местности) проживания.

В настоящее время Россия характеризуется низким уровнем предпринимательской активности в мире. По данным проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) в 2016 году 11,3% взрослого трудоспособного населения либо являлось предпринимателями, либо предпринимало действия по созданию своего бизнеса. Доля же тех, кто не являлся предпринимателем и рассматривал для себя возможность открытия бизнеса в ближайшие три года, была еще меньше: лишь 2,1% заявили, что рассматривают для себя подобную возможность. Это самое низкое значение показателя среди 66 стран – участниц проекта.

Далеко не все, кто имеет намерения  создавать бизнес, реализует свои планы в будущем. Тем не менее, есть обоснованное предположение, что без намерений нет действий. Так, если целью политики в области предпринимательства является создание условий для роста предпринимательской активности, то важной характеристикой является то, насколько готовы россияне к созданию собственного дела. Понимание степени готовности индивидов к предпринимательской деятельности может способствовать формированию адресных программ содействия.

Результаты эмпирического анализа по данным Глобального мониторинга предпринимательства позволили определить наиболее значимые факторы, формирующие предпринимательские намерения россиян. Наиболее важным является оценка индивидом знаний и навыков, как достаточных для ведения бизнеса. В этой связи, очевидно, что стимулирование предпринимательской активности в стране связано с наличием специализированных программ, обучающих шагам по открытию и управлению собственным бизнесом. Эти программы могут реализовываться на разных уровнях: средней школе, высших учебных заведениях, программ дополнительного обучения, направленных непосредственно на формирование и развитие предпринимательских навыков.

Одобрение другими желания стать предпринимателем, наличие в окружении тех, кто недавно открыл бизнес, а также наличие предыдущего опыта ведения бизнеса увеличивают желание стать предпринимателем. То есть наличие знакомых, открывших бизнес, может не только способствовать наличию доступа к информационным ресурсам, но и обеспечивать поддержку и одобрение действий индивида, направленных на создание своего дела.

На наличие предпринимательских намерений оказывает влияние оценка индивидом условий ведения хозяйственной деятельности в регионе его проживания в ближайшее время. Динамика показателя оценки условий внешней среды свидетельствует, что вариация его значений слабо коррелирует с экономической ситуацией в стране. Например, в кризисном 2009 г. 17,1% респондентов воспринимали условия внешней среды, как благоприятные для развития предпринимательства, в то время как в благополучном 2012 г. значение данного показателя составляло 20,1% от общего числа опрошенных. Это свидетельствует о том, что даже в условиях кризиса за счет разъяснения населению наличия возможностей создания бизнеса можно повышать уровень предпринимательских намерений.