• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Туристам тут не место?

В 2017 году Санкт-Петербург в третий раз стал обладателем престижной премии в области туризма World Travel Awards в номинации «Лучшее европейское городское направление-2017». По статистике за этот год город посетили 7 млн. туристов. К 2020 году в планах принимать до 17 млн. гостей. Готов ли к этому Санкт-Петербург и его жители? Есть ли у города объективный лимит по приему туристов? Об этом и не только 25 октября поговорили участники очередной дискуссии в рамках проекта «Фабрика смыслов».

УЧАСТНИКИ ДИСКУССИИ

Евгений Панкевич – генеральный директор Городского туристского информационного бюро

Валерий Гордин – руководитель Лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, академический руководитель магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», заместитель директора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Юлия Шамай – директор Национальной школы гидов-переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга

Виктория Боргачева – президент Ассоциации гидов-переводчиков китайского языка Санкт-Петербурга, член экспертного методического совета и рабочей комиссии городского туристско-информационного бюро при Правительстве Санкт-Петербурга

Константин Яхонтов – представитель туристской компании «Луна»

МОДЕРАТОР

Федор Погорелов – теле- и радиоведущий.


Коллапс не за горами
Представитель академического сообщества Валерий Гордин с самого начала занял довольно категоричную позицию, высказав мнение, что уже сегодня город стоит на пороге, если не коллапса, то, по крайней мере, больших проблем, связанных с увеличением потока туристов. Сегодня основной поток гостей города локализуется всего в пяти-семи музеях и без его диверсификации в совокупности с грамотным продвижением и ситуация грозит созданием некомфортных условий как для гостей, так и для жителей мегаполиса. Он также обратил внимание участников дискуссии на то, что у нас есть возможность учиться на чужих ошибках, например, Барселоны.  

Туристам в городе быть

Евгений Панкевич занял более оптимистичную позицию и привел в качестве примера Францию, которая планирует увеличение потока туристов с 80 млн. до 100 млн. человек. Он признал, что, с одной стороны, ресурс Санкт-Петербурга по приему гостей исчерпывается, с другой, тот факт, что город в третий раз становится лауреатом премии World Travel Awards и вручение премии в этом году впервые проходило в Санкт-Петербурге, положительно сказывается на имидже города.

Туризм – это не только культурные достопримечательности и не только культурные мероприятия Санкт-Петербурга, это еще и важная часть экономики. В связи с этим по туризму в конце года будет создана отдельная государственная программа, которая будет учитывать целый комплекс вопросов: транспорт, культуру, инфраструктуру и т.д.  Все, что в городе сегодня есть, будет развиваться, в том числе, с учетом задач развития туризма.

Евгений Панкевич также признал, что так называемая «большая пятерка», включающая Эрмитаж, Петродворец, Царское Село, Исаакиевский собор и Петропавловскую крепость, на сегодняшний день действительно перегружены. Это проблема, которую надо решать сейчас, чтобы получить эффект от этого через год-два и полноценный через пять лет. Нужно включать в новые туристские маршруты новые кластеры, новые площадки, новые современные музеи, недооцененные музеи. Одно из важных направлений деятельности Городского туристского информационного бюро – создание таких маршрутов.

В 2019 году будет проходить 23-я сессия Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО). Это та дата, к которой необходимо наладить гармоничную работу туристической отрасли Санкт-Петербурга. Евгений Панкевич подчеркнул, что туристам в городе быть, но для этого действительно требуется грамотная системная работа.

Нужна философия

Юлия Шамай предложила порассуждать, в чьи уста мы могли бы вложить фразу «Туристам здесь не место». Власти Санкт-Петербурга делают все возможное, чтобы город занимал лидирующие позиции в рейтинге привлекательных туристических направлений. Есть результаты – три награды World Travel Awards. Петербург в этом году лучшее туристическое направление Европы. В прошлом году это было лучшее круизное направление Европы. Эрмитаж входит в топ-10 самых посещаемых музеев мира. В Эрмитаже 4 млн. посетителей в год. Петергоф в этом году получил первый приз как лучший европейский музей ландшафтного искусства.

«Возможно, часть горожан действительно испытывает дискомфорт от присутствия в нем туристов. Однако в истории вообще нет ситуаций, когда все были бы довольны. В любом вопросе всегда нужно искать некую философскую подоплеку. Там, где нет философии, где нет идеологии, там не может быть ничего серьезного, настоящего, глубокого. Мы должны понимать историческую миссию нашего города. Я уже не говорю, что «это окно в Европу», он был построен как «окно», что он всегда был свободным пространством. Это город мировой культуры. Здесь можно увидеть все виды мировой культуры, начиная от Древнего Египта и заканчивая музеем современного искусства «Эрарта» и научно-популярными музеями. Это город, где можно найти абсолютно все архитектурные стили. Мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы содействовать реализации этой миссии. То есть мы должны привлекать туристов и качественно их здесь обслуживать», – высказала свою позицию Юлия Шамай.

При этом она не стала лукавить и признала, что некоторые проблемы туристической отрасли Петербурга действительно стоят довольно остро. Во-первых, это недостаток мест в гостиницах 3-4 звезды. Во-вторых, это недостаток транспортных средств в высокий сезон. В третьих, большие очереди в некоторые музеи. Кроме того, иногда не хватает гидов-переводчиков, особенно с немецким языком.

Восток дело тонкое

Виктория Боргачева поддержала коллегу: «На сегодняшний момент я не могу сказать, что туристам здесь не место. Город еще далеко не подобрался к тому порогу,  когда увеличение турпотока будет невозможно и нежелательно. С другой стороны, конечно, мы всегда должны рассчитывать какие-то будущие риски и те риски, которые на сегодняшний момент уже стали очевидными.

Китайский въездной туризм в Санкт-Петербург как раз является на сегодняшний момент самым проблемным сектором, где присутствуют все те опасности, для которых неконтролируемое увеличение турпотока может привести к каким-то сложностям.

Сегодня нам кажется, что китайских туристов в Санкт-Петербурге много. На самом деле это не так. В Санкт-Петербург приезжает 1% всех выезжающих за границу китайских туристов».

Она отметила также, что существующие сегодня проблемы носят, прежде всего, экономический и организационный характер. Во-первых, это неправильное позиционирование города только как места, где можно посетить три музея – Эрмитаж, Петергоф и Екатерининский дворец (а точнее, янтарную комнату). Виктория Боргачева пояснила: «Мы эти проблемы осознали и при поддержке Комитета по развитию туризма решаем, как предлагать китайским туристам новые маршруты, чтобы они не шли в узкие ворота большой толпы. С другой стороны, именно на китайском туризме мы сейчас начинаем наблюдать те проблемы, от которых страдает Барселона, когда местное население не заинтересовано в туристах. Они не участвуют в экономике обслуживания туристических групп. Можно устраивать туристический бизнес таким образом, чтобы местное население не было лишь декорацией, когда все области, где есть хоть какая-то прибыль, забраны себе, а Санкт-Петербург остается только для использования инфраструктуры. Как раз от этого возникают вопросы, зачем нам такой туризм».

Темная сторона китайского туризма

С позицией коллег согласился и Константин Яхонтов, который обратил внимание на то, что петербургскому въездному туризму в значительной мере сегодня вредит то, что зачастую с группами работают нелегальные и неместные гиды, которые не пытаются выстраивать нормальные отношения с горожанами и самим городом.

В продолжение темы китайского туризма он объяснил суть обеспокоенности: «От туризма есть две пользы – экономическая и имиджевая. Город от китайских туристов почти ничего не получает (авт. имеется в виду, что значительная часть бизнеса, обслуживающего китайские туристические группы, принадлежит китайскому бизнесу). Соответственно, не идут налоги, нет возможности улучшать инфраструктуру. Очень важна имиджевая составляющая, которая также страдает от того, что работают нелегальные гиды. Не хватает комплексности в процессе привлечения туристов».

По мнению Константина Яхонтова, Санкт-Петербург сможет принять еще много туристов, но вопрос, кто и как это организует.

Есть над чем работать

Подводя итоги дискуссии, участники высказали свое видение того, как можно было бы способствовать беспроблемному развитию туристической отрасли Санкт-Петербурга.

Евгений Панкевич предложил развивать маркетинг, в частности посредством интернет-коммуникаций, обратить пристальное внимание на конгрессный туризм и думать, как развивать транспортные потоки и как осуществить в сфере туризма интеграцию области с городом.

Валерий Гордин в качестве одного из перспективных направлений развития петербургского въездного туризма выделил лакшари-сегмент, который может быть выгоден городу и с экономической, и с имиджевой точки зрения.

Формировать новые туристические продукты предложила Юлия Шамай. «У нас проблема наплыва туристов в том, что это сезонный наплыв, неравномерно устроенный сезонный график», – прокомментировала она свое предложение и при этом обратила внимание, что жители города тоже пользуются благами туризма, например, ресторанами и кафе.

Присутствовавший в числе слушателей дискуссии директор по маркетингу сервиса по продвижению событий Pro.KudaGo.com Алексей Сулимов задал участникам вопрос,  какова емкость города и проводил ли кто-либо подобные оценки в отношении Санкт-Петербурга.  

По мнению Виктории Боргачевой, на данном этапе стоит заботиться не о цифре, а о том, чтобы налаживать механизмы работы с туристами.

Константин Яхонтов со своей стороны согласился, что такая цифра действительно нужна, хотя такие исследования такие пока не проводились. При этом он высказал мнение, что, возможно, Высшая школа экономики когда-нибудь его и проведет.