Эксперты обсудили онлайн-образование
10-11 октября в Высшей школе экономики в Москве состоялась международная конференция eSTARS, организаторами которой выступили глобальная онлайн-платформа Coursera и НИУ «Высшая школа экономики». Представители петербургского кампуса приняли в ней участие в качестве экспертов.
Конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2017 (eSTARS) – это первый масштабный форум, посвященный онлайн-образованию, который Coursera проводит в партнерстве с российским университетом.
Мероприятие вызвало большой интерес у экспертного сообщества – за два дня конференцию посетило более 400 человек из 11 стран, в том числе США, Великобритании, Нидерландов, Израиля, Индии, ЮАР, Швейцарии. В 25 секциях конференции прошли оживленные дискуссии, посвященные самым разным аспектам онлайн-образования. В них приняли участие ведущие российские и зарубежные эксперты, руководители и специалисты из 56 российских вузов, представители Минобрнауки и бизнеса.
Основными темами обсуждения стали политика, тренды, стратегия и перспективы онлайн-обучения, особенности внедрения онлайн-обучения в учебный процесс вузов, технологии, форматы и новый пользовательский опыт в образовании, качество и признание МООСs, сотрудничество вузов и бизнеса для создания онлайн-курсов, аналитика и психометрика в онлайн-курсах, гуманитарное регулирование технологий, профессиональное развитие и поддержка преподавателей и многие другие.
Конференция eSTARS стала уникальной площадкой взаимодействия, на которой представители профессионального сообщества встретились не только для обмена лучшими практиками, но прежде всего – для междисциплинарного обсуждения онлайн-образования как феномена социокультурного, философского, экономического, психологического, коммуникационного.
Качество обучения
Заместитель директора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Наталья Чичерина и начальник учебно-методического отдела Юлия Васильева выступили экспертами в панельной сессии «Качество и признание MOOCs (MOOCs Quality and Recognition)» с презентацией на тему соответствия онлайн-курсов международным стандартам и национальным требованиям.
Стремительное распространение массового онлайн-обучения охватывает все большее количество университетов, образовательных программ, учебных курсов, студентов. При этом более острым становится вопрос о качестве онлайн-образования. Эксперты попытались в своем выступлении проанализировать подходы признанных на международном уровне аккредитационных систем, например EFMD Online Course Certification System, и сравнить их с требованиями Вышки к создаваемым ею онлайн-курсам. Обсуждая тему качества онлайн курсов и разговаривая с коллегами в кулуарах конференции, они убедились в том, что выбрали правильные ориентиры. Международные подходы к качеству охватывают не только содержание курса, но все его элементы, а также элементы образовательной среды вуза, в котором он создается.
Наталья Чичерина и Юлия Васильева не сомневаются в том, что в будущем все меньше времени студенты будут проводить в аудитории, онлайн-обучение будет распространяться. Эта сфера образовательных услуг становится все более конкурентной, поэтому вопросы качества будут приобретать более острый характер. Администрация и преподаватели петербургского кампуса Высшей школы экономики серьезно к этому относятся и стараются соответствовать международным стандартам качества.
В НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург планируется увеличивать количество разрабатываемых курсов такого типа как для открытых платформ, так и для внутреннего изучения студентами. Сейчас в процессе разработки находятся четыре курса преподавателей петербургского кампуса по менеджменту и социологии для Coursera и Национальной платформы «Открытое образование», запись на которые будет открыта в 2018 году. А уже 30 октября Открытый университет Егора Гайдара запускает курс «Политические изобретения нового времени», созданный преподавателями Вышки в Санкт-Петербурге историком Владимиром Успенским и политологом Иваном Григорьевым.
Гибридные курсы
В рамках секции «Он-лайн обучение: педагогика, технологии, интерактивность» профессор Валерий Гордин и Ирина Лисовская представили доклад «Дополненная виртуальность как инновационная технология МООС, в котором были рассмотрены возможности внедрения так называемых гибридных курсов, которые предусматривают сочетание обучения в онлайн-формате с обучением, предусматривающим личный контакт слушателя с преподавателем. На основе анализа опыта ведущих вузов исследователи пришли к выводу, что работа в режиме живого общения должна предусматривать интерактивные методы преподавания, например, мастер-классы, групповую проектную работу и, что особенно интересно, геймификацию процесса обучения. Поэтому столь перспективной выглядит разрабатываемая в настоящее время профессором Евгением Анисимовым и доцентом Юлией Трабской квест-экскурсия как дополнение к первому в нашем кампусе собственному онлайн-курсу "Санкт-Петербург – столица империи Петра I". По мнению исследователей, эти инновационные технологии станут примером для подражания и распространения.
Васильева Юлия Сергеевна
Трабская Юлия Георгиевна
Чичерина Наталья Васильевна